Какой объём нефтепродуктов вывезли из Казахстана в 2022 году

8046

И почему в 2023-м их экспорт может значительно сократиться

ФОТО: Depositphotos/Dyshlyuk

Аналитики независимого ценового агентства Argus подготовили обзор по рынку экспорта казахстанских нефтепродуктов за 2022 год и обозначили перспективы на 2023-й. 

Так, по мнению аналитиков, Казахстан в текущем году может увеличить железнодорожный экспорт мазута. Как и в предыдущие годы, экспортеры сфокусируются на отгрузках темных нефтепродуктов, поскольку моторное топливо планируется поставлять только на внутренний рынок. Это приведет к сохранению спроса на железнодорожные цистерны для экспортных перевозок мазута и вакуумного газойля (ВГО), в то время как парк для транспортировки светлых нефтепродуктов в основном будет использоваться внутри страны, полагают участники рынка.

Основу продуктового экспорта из Казахстана в текущем году по-прежнему составит мазут, на долю которого приходится до 75% всех перевозок нефтепродуктов из страны за рубеж.

Укрепление спроса на бензин, дизтопливо и авиакеросин на внутреннем рынке, профилактический ремонт на местных НПЗ, а также ожидаемый дефицит топлива в значительной степени ограничат возможности экспорта из Казахстана этих продуктов в текущем году.

Железнодорожный экспорт мазута с крупных НПЗ Казахстана в текущем году может достичь 2,2–2,5 млн тонн по сравнению с 2,19 млн тонн в 2022 году и 1,61 млн тонн в 2021-м.  Отгрузки увеличатся на фоне ожидаемого роста производства мазута до 2,84 млн тонн в текущем году, с 2,81 млн тонн в 2022 году и 2,41 млн тонн в 2021-м.

Экспортные перевозки ВГО в 2023 году могут сократиться на фоне планируемого снижения выпуска продукта на Атырауском заводе.

В прошлом году Казахстан только в апреле поставлял на экспорт партии бензина АИ-92 из-за приоритета отгрузок на внутренний рынок. Зарубежных отгрузок казахстанского дизтоплива в прошлом году не было.

Основной объем АИ-92 был вывезен в порты стран Балтии. По данным участников рынка, железнодорожные отгрузки казахстанского бензина АИ-92 четвертого класса в направлении Вентспилса в апреле 2022 года составили 19,8 тыс. тонн, в Палдиски — 1,9 тыс. тонн.

Железнодорожные поставки темных нефтепродуктов из Казахстана за рубеж в 2022 году повысились почти на 25% относительно 2021 года до 2,49 млн тонн. Отгрузки мазута за рубеж увеличились на фоне роста производства продукта, а ВГО, наоборот, сократились из-за снижения его выпуска на Атырауском НПЗ.

Железнодорожные поставки казахстанского мазута в направлении грузинских терминалов резко увеличились в прошлом году до 901,8 тыс. тонн по сравнению с 56,7 тыс. тонн в 2021-м.  Казахстанские экспортеры с конца февраля начали перенаправлять в Батуми и Кулеви партии мазута, следовавшие через российские порты Черного и Азовского морей.

В прошлом году несколько раз вводились запреты на перевозку грузов со станций Казахстана до станций Северо-Кавказской железной дороги, в том числе в порт Новороссийск, из-за скопления вагонов в регионе.

В результате торговые компании в феврале – мае 2022 года резко сократили железнодорожные поставки казахстанского мазута в направлении черноморских портов Азов и Новороссийск, а поставок через порт Кавказ в течение года не было вовсе. Несмотря на снижение отгрузок продукта в феврале – мае, перевалка продукта через порты Азов и Новороссийск в прошлом году выросла. Как сообщили участники рынка, эти направления остаются популярными на фоне меньших транспортных затрат при поставках на указанные терминалы по сравнению с альтернативными маршрутами.

Торговые компании в 2022 году более чем в четыре раза сократили отгрузки казахстанского мазута в направлении узбекских ТЭЦ и Ферганского НПЗ. Снижение поставок в Узбекистан связано с уменьшением спроса на казахстанский продукт.

Отгрузки мазута и ВГО в Кыргызстан увеличились в прошлом году до 5,9 тыс. тонн с 3,5 тыс. тонн в 2021-м. При этом поставок мазута в этом направлении в 2022 году не наблюдалось. Ранее темные нефтепродукты из Казахстана в основном поставлялись в направлении мини-НПЗ в Кара-Балте, которые предприятие использовало в качестве сырья для переработки. Однако этот завод простаивает с конца декабря 2019 года из-за нехватки сырья и карантинных ограничений в Кыргызстане.

Железнодорожные отгрузки нефтяного кокса из Казахстана увеличились до 384,1 тыс. тонн в прошлом году с 303,7 тыс. тонн в 2021-м. Основные объемы кокса поставлялись с Атырауского и Павлодарского НПЗ в направлении Китая, России и Таджикистана, как и годом ранее.

Торговые компании в феврале вывезли 3,1 тыс. тонн атырауского кокса в направлении Китая через российский порт Новороссийск. Через порт Актау также было отгружено 25,1 тыс. тонн преимущественно павлодарского кокса в направлении Египта.

По данным Ситуационно-аналитического центра топливно-энергетического комплекса РК, импортные поставки нефтепродуктов в Казахстан снизились в 2022 году до 424,1 тыс. тонн с 567,2 тыс. тонн в 2021-м. Эти данные, помимо железнодорожного импорта, включают информацию об отгрузках по нефтепродуктопроводу и об автомобильных поставках.

Основное снижение пришлось на отгрузки дизтоплива из России на фоне удорожания продукта в течение года, ограничений по вывозу топлива из России и относительно слабого спроса на зимние и арктические сорта в начале 2022 года.

По данным транспортных компаний, объем импорта дизтоплива в прошлом году составил 263 тыс. тонн.  Почти половина из этого объема, около 125 тыс. тонн, поступила с нижнекамских заводов компаний «Таиф» и «Танеко». Крупные партии дизтоплива также поступали в Казахстан с Орского и Омского НПЗ, а также заводов компании «Лукойл».

В сентябре – декабре прошлого года партии дизтоплива также отгружались с российских нефтебаз, общий объем таких поставок составил около 60 тыс. тонн.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить