Как Смаилов объяснил необходимость повышения цен на ГСМ

4790

Премьер-министр сделал заявление для СМИ

ФОТО: pixabay.com

По итогам заседания правительства во вторник, 4 апреля, премьер-министр РК Алихан Смаилов выступил с заявлением для СМИ и разъяснил ситуацию с предстоящим повышением цен на ГСМ.

«Министерство энергетики вчера (3 апреля. – F.) опубликовало проект решения об изменении цен на бензин и дизельное топливо. Это непростое решение, но вынужденное. Если сейчас этого не сделать, то уже в ближайшее время мы столкнемся с дефицитом ГСМ», – подчеркнул он.

Алихан Смаилов отметил, что в Казахстане самый высокий уровень потребления дизельного топлива на душу населения – 370 литров в год. Для примера: в России – 225 литров, в Кыргызстане – 98 литров, в Узбекистане – 44 литра. «При этом [в Казахстане] уровень потребления в основных секторах экономики серьезно не изменился. Это связано с ростом объемов вывоза ГСМ в соседние страны транзитным автотранспортом и в виде серого экспорта. При том, что реальное потребление в основных отраслях экономики республики практически не изменилось», – сказал премьер-министр.

По его словам, государство принимает все меры для увеличения производства ГСМ. Так, в 2022 году был произведен рекордный объем дизельного топлива – 5,2 млн тонн. В целом за последние пять лет производство бензина выросло на 70%, дизтоплива – на 33%.

«Наши НПЗ работают на пределе своих мощностей. Однако мы постоянно сталкиваемся с рисками дефицита ГСМ на внутреннем рынке. Основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане. Дизельное топливо в Казахстане стоит 230–260 тенге за литр в зависимости от региона. К примеру, в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане – на 64%, в Узбекистане – в два раза. В итоге наше дешевое топливо разными путями перетекает в соседние страны», – отметил глава правительства.

Алихан Смаилов сообщил, что в марте 2023 года потребление ГСМ выросло на 15% по сравнению с аналогичным месяцем 2022 года. В связи с этим в 2023 году республика, если не сократить диспаритет цен, может столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс. тонн.

«Получается, что наше дешевое топливо работает на экономики соседних стран в ущерб собственным национальным интересам. Поэтому для стабилизации ситуации на рынке ГСМ необходимо снизить ценовую разницу. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить потребности рынка. Иного пути у нас нет», — уверен премьер-министр.

Вместе с тем он подчеркнул, что сельхозтоваропроизводители полностью обеспечены удешевленным дизтопливом по цене 204 тенге за литр, для них цена не изменится. «Правительство будет принимать и другие меры для поддержания внутреннего рынка топлива и пресечения любых возможностей нелегального вывоза», – заключил Алихан Смаилов.

О том, что профильное министерство планирует повышение цен на топливо, на брифинге 3 апреля говорил министр энергетики Болат Акчулаков. Аргумент использовал тот же, что и премьер-министр: «В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены», – сказал он.

Цены на бензин марок АИ-92 и АИ-93 предлагается повысить со 182–187 (в зависимости от региона) до 205 тенге за литр (рост 11%), на дизель – с 230–260 до 295 тенге за литр (в среднем рост 20%). «С 12 апреля в Казахстане повысятся цены на бензин и дизтопливо», – уточнил Болат Акчулаков, отвечая на вопросы журналистов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить