Зачем бизнесу проекты устойчивого развития

10390

Сегодня все чаще можно услышать об ESG-принципах и о том, как развивать их на постсоветском пространстве

ФОТО: Alena Koval:/pexels.com

Последние несколько лет концепции устойчивого развития стали одними из главных тем для обсуждения среди бизнес-сообщества. Зачем они нужны компаниям и как правильно их внедрить, рассказывает ресторатор Хенрик Винтер.

Что такое ESG и почему это актуально

Аббревиатура ESG расшифровывается как «экология, социальная политика и управление». В более широком смысле это означает устойчивое развитие бизнеса, которое строится на трех принципах: ответственном отношении к окружающей среде, социальной ответственности и высоком уровне корпоративного управления.

Понятие ESG и его принципы впервые сформулировал генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в 2004 году. Он обратился к ведущим мировым компаниям с предложением о том, чтобы включить эти принципы в бизнес-стратегии и начать борьбу с изменением климата.

Это явление уже закрепило свои позиции на западном рынке. Вице-президент «Тинькофф» Нери Толлардо еще в 2021 году говорил о том, что мировые фонды в скором времени перестанут инвестировать в бизнес, игнорирующий принципы ESG. В странах же постсоветского пространства устойчивое развитие только в последние годы начало активно внедряться и набирать заслуженную популярность.

Как ESG-принципы работают в реальности

Устойчивое развитие основывается на трех принципах. На практике это работает следующим образом:

Environment. Экологическая составляющая определяет то, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить наносимый природе ущерб. Например, бренд одежды Levi’s запустил программу Water<Less по сокращению использования воды при изготовлении джинсов. На создание одной пары уходит около 3000 литров воды, а с момента внедрения этой инициативы бренду удалось сэкономить 4,2 млрд литров воды, что больше объема озера Байкал.

Social. Социальный принцип показывает отношение бренда не только к персоналу, но также к партнерам и конечным потребителям. Чтобы соответствовать ESG-стандартам, компания должна следить за условиями труда, социальной повесткой и заниматься благотворительностью. Например, холдинг Estée Lauder еще в 1993 году основал фонд борьбы с раком молочной железы. С тех пор практически каждый год бренд выпускает лимитированные продукты, средства с покупки которых идут на предоставление медицинских услуг нуждающимся женщинам, а также на поддержку научных исследований в области онкологии.

Government. Управленческая составляющая включает в себя антикоррупционную политику, обстановку в офисах компании, прозрачность всей отчетности. Например, многоголосые акции, которые дают акционеру право на несколько голосов во время собраний, в контексте ESG считаются не самой этичной практикой.

Для устойчивого развития компаниям следует соблюдать баланс между тремя этими критериями. Тем не менее их значимость может разниться в зависимости от сферы деятельности. Для нефтедобывающей отрасли особую роль играть будут экологические принципы, для банков – управленческие, а для сферы услуг – социальные.

Что такое ESG-риски

Если компания старательно игнорирует принципы устойчивого развития, перед ней возникают так называемые ESG-риски, среди которых можно отметить следующие:

Репутационный риск

Серьезный ущерб экологии или некорректное отношение к сотрудникам могут привести к настоящему скандалу. Такой, например, произошел с H&M, когда партнер бренда в России заявил о том, что вещи, переданные покупателями на переработку, на самом деле на нее не отправлялись.

Давление со стороны участников рынка

Поскольку многие компании уже переходят на устойчивое развитие, они начинают требовать от своих партнеров того же. Например, крупнейшие российские банки уже начали внедрять в кредитный процесс ESG-оценку компаний.

Сложности в привлечении инвестиций

Бренды, которые вовремя перешли к ESG-практикам, имеют больше шансов на получение финансовой поддержки от государства, инвесторов и банков. Сегодня в тренде ответственное инвестирование, для этого даже создают специальные фонды, общая сумма активов которых два года назад оценивалась больше, чем в $150 млрд.

Как внедрить ESG-принципы в работу компании

На постсоветском пространстве есть множество примеров успешных корпораций, которые внедрили в свою бизнес-стратегию принципы устойчивого развития. Кто, например, помимо основной деятельности осуществляет ряд инициатив, направленных на сохранение окружающей среды и живой природы: следует принципам осознанного потребления и Zero Waste, проводит высадку деревьев для компенсации углеродного следа.

Если вы решили внедрить в компанию ESG-повестку, то следует начать с формирования полноценной стратегии, которая не только подойдет под специфику деятельности, но и будет созвучна с вашими целями.

Вовлекайте сотрудников/партнеров и конечных потребителей в ESG историю

Отдельная часть экоинициатив – это развитие сознания населения, трансляция посыла о том, что об оздоровлении окружающего мира должны заботиться не только специализированные компании, но и мы сами. Перед внедрением новых принципов развития в бизнес-процессы следует провести работу внутри коллектива: рассказать команде о ценностях и важности такого подхода, а также пересмотреть стратегию подбора и найма сотрудников. Важно нанимать людей и привлекать партнеров, которым близки ценности компании.

Начинайте с малого

Если вы только внедрили устойчивое развитие в свою бизнес-стратегию, не стоит браться за слишком сложные и амбициозные проекты. Начните с наиболее доступных для интеграции в ваш бизнес инструментов. И уже в дальнейшем постепенно расширяйте инструментарий, ищите новые возможности и подходы.

Попробуйте начать, например, с небольшой программы по сокращению использования пластика в компании или устранения/компенсации экологического следа в своем регионе. Или создайте небольшой корпоративный фонд, благотворительностью в рамках которого смогут заниматься все желающие сотрудники и партнеры.

Подберите хороших экспертов

Чтобы ваш бизнес не обвинили в гринвошинге, при котором неэкологичный товар или услуга намеренно позиционируются как экологичные, следует привлечь не только хороших PR-специалистов, но и экспертов, которые занимаются проектами ESG и экологизацией бизнеса.

Если говорить о влиянии подобной экологически и социально направленной деятельности непосредственно на бизнес, то хочу отметить, что это может стать уникальным конкурентным преимуществом. Следствием внедрения ESG принципов могут стать: повышение узнаваемости бренда, в том числе HR-бренда, и увеличение стоимости компании; развитие сотрудников через работу с причастностью к масштабному общему делу, их большая вовлеченность и результативность; высокая лояльность гостей, которая проявляется в повышении частоты посещений и среднего чека. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить