Зубная фея: стоматологический стартап казахстанки оценили в $2 млн

34562

Он собирается экономить время стоматологам

Асылзат Исатаева
Асылзат Исатаева
ФОТО: © Андрей Лунин

Правильный прикус, ровные зубы и красивая улыбка – мечта любого. От природы идеальные параметры достаются человеку крайне редко. Приблизительно 85% населения мира имеет неправильный прикус, при этом менее 1% проходит корректирующие процедуры. Собственно, поэтому услуги ортодонтов всегда остаются востребованы. Согласно данным аналитического агентства Precedence Research, в прошлом году объем мирового рынка ортодонтии был оценен в $5,99 млрд. Эксперты агентства прогнозируют, что рост рынка будет ускоряться с каждым годом и достигнет отметки в более чем $21,5 млрд к 2030 году.

Выпускница РФМШ и мехмата КазНУ 26-летняя Асылзат Исатаева убеждена, что отечественному рынку ортодонтии есть куда стремиться. Особенно по части цифровизации и автоматизации рабочих процессов. Именно поэтому она решила «поженить» искусственный интеллект и стоматологию в своем ИТ-стартапе Aident. Продукт позволяет ортодонтам оперативно считывать компьютерную томографию челюсти: если раньше требовался час, чтобы отсмотреть снимки, а затем спланировать установку брекетов, то благодаря Aident на это тратится всего несколько минут. Кроме того, алгоритмы машинного обучения могут мгновенно предоставить индивидуальный ортодонтический анализ, который помогает сделать работу врача более эффективной.

Меньше чем за год работы стартап Aident заручился поддержкой пионера MedTech в Казахстане Досжана Жусупова, выиграл конкурс при форуме Digital Bridge, а также получил оценку в $2 млн от венчурного фонда MOST.

Путь больших цифр

Асылзат родилась в Семее и, наверное, заинтересовалась нынешней смежной сферой неслучайно: отец – стоматолог, мама – медсестра. Правда, ни ее старший и младший братья, ни она сама не выбрали путь медиков. Да и, по словам собеседницы, родители никогда не пытались влиять на их выбор. С пятого класса девочка стала всё больше влюбляться в математику, оперировать цифрами и формулами у нее получалось здорово. «Папина младшая сестра когда-то училась в знаменитой РФМШ и рассказывала мне о плюсах учебы там, поэтому я начала думать о поступлении», – рассказывает Асылзат. Три года она буквально жила мечтами о переезде в Алматы, и в 2010 году ее желание наконец исполнилось. Асылзат поступила в физматшколу, жила в школьном общежитии. «До сих пор считаю то решение одним из лучших в своей жизни. Мало того, что Алматы – моя любовь, за годы учебы здесь я полностью изменила свою среду общения. Именно здешнее окружение зажгло во мне амбиции», – улыбается собеседница.

В 2013-м Асылзат окончила РФМШ и начала готовиться к поступлению в университет. Иногда, признается она, всё же посещали мысли о медицине, однако все ее знакомые стремились в мировые и казахстанские технические вузы. Поэтому в конечном итоге выбрала механико-математический факультет КазНУ имени Аль-Фараби, чтобы изучать компьютерное и математическое моделирование. «На самом деле в классе я не была самой умной, хотя до этого, в Семее, и была круглой отличницей, – признается Асылзат. – В РФМШ вокруг были одаренные ребята, которые выступали на международных олимпиадах, я тоже за ними тянулась». Однако, начав учебу в университете, девушка, по ее словам, быстро столкнулась с обыденными скучными реалиями казахстанской науки. При виде ученых ей всегда становилось грустно, поскольку большинство их научных наработок не находило применения на практике. «Я хотела это изменить», – говорит она.

В 2018 году Асылзат окончила обучение в бакалавриате, защитив дипломную работу по теме «Математическое моделирование ветрового потока и переноса загрязняющих примесей с целью прогнозирования экологической обстановки на селитебных территориях». Продолжать в таком же ключе молодой специалист не хотела, понимая, что в этом случае ее ждет очередная череда теоретических работ, получение научной степени, защита докторской и т. д. В мыслях всё чаще опять всплывала медицина, однако, найти «вход» в эту сферу не позволяли опыт и компетенция.

Чтобы расти дальше как профессионал-практик, Асылзат решила попытаться устроиться в одну из компаний «большой четверки». «Знала, что обычно туда идут выпускники КИМЭПа, особенно те, кто изучал бухгалтерское дело и аудит», – замечает она. Ее приняли в EY, после чего, улыбается собеседница, она прошла через огонь и воду девятимесячной стажировки в отделе аудита. «Это было достаточно сложно, однако, работодатель оценил мой математический бэкграунд. Я почувствовала, что здорово выросла, стала понимать, как изнутри работает бизнес и что нужно знать, прежде чем начинать свое дело», – рассказывает Асылзат. Теперь всем стартаперам она рекомендует начинать свою карьеру именно с «большой четверки».

В феврале 2021-го девушка покинула EY, посчитав интересным попробовать себя в госсекторе – устроилась на работу в Национальный аналитический центр, который открывался при Агентстве по стратегическому планированию и реформам. Но уже спустя шесть месяцев уволилась, поскольку трудиться в неповоротливой государственной структуре ей не понравилось. «Я работала с большими объемами данных, однако эти данные было крайне сложно получить и еще сложнее было ими оперировать. Мы не могли делать какие-либо прогнозы. Вроде и есть приказ, но никто данными делиться не торопился», – разводит руками Асылзат.

Своя стезя

В конце прошлого года Асылзат решила взять паузу, чтобы подумать о том, что делать дальше. После многих часов, проведенных за просмотром вакансий, она поняла, что не хочет работать… нигде. «Любая работа где-то со временем превращается в рутину», – объясняет собеседница. Как-то она приехала в родной Семей, чтобы провести время с родителями. Иногда заходила к отцу в стоматологическую клинику, наблюдала за тем, как он работает. В один из таких дней Асылзат пришло в голову, что она может автоматизировать часть процесса.

«Я видела, как ортодонты делают расчеты, а также как перед установкой брекетов составляют план лечения. Врач отправляет пациента на снимок, затем анализирует полученное, расставляет точки, рассчитывает углы, траектории. Всё это делается практически вручную и занимает в лучшем случае час времени. Для этого по старинке нужны карандаш, транспортир, хороший свет. По завершении всей этой работы определяются тип прикуса, проблематика и стратегия установки брекетов и дальнейшего лечения. При этом присутствует человеческий фактор – ортодонт может ошибиться», – рассказывает Асылзат. Все эти выводы привели к тому, что в первые месяцы 2022 года она погрузилась в разработку MVP (минимальная жизнеспособная версия продукта). Но никак не могла найти нужные ключи, чтобы сделать продукт работающим.

Досжан Жусупов
Досжан Жусупов
ФОТО: © Андрей Лунин

Весной на нее неожиданно вышел известный ИТ-предприниматель Досжан Жусупов, основатель нашумевшего стартапа Cerebra (Forbes Kazakhstan писал о нем неоднократно). Оказалось, он услышал о девушке и ее идее от общих знакомых. «У нее ничего не выходило, а я был тем, кто уже прошел весь этот путь. Я набивал шишки два года и не хотел, чтобы Асылзат тратила на это время и силы. Так что присоединился к ней, чтобы помочь», – говорит Досжан.

По словам Асылзат, новый партнер вошел в проект с инвестициями для разработки MVP в размере $25 тыс. Всего, уточняет Досжан, он должен инвестировать $50 тыс., но уже сейчас является сооснователем с долей 30%.

В результате совместных усилий проект получил версию со следующим функцио­налом. Чтобы начать работать с Aident, стоматолог должен войти на сайт проекта, затем в свой личный кабинет, создать профиль пациента, загрузить снимки. Спустя всего минуту сайт выдает аналитику по каждому зубу. «Это облачное решение, все вычисления происходят на наших серверах. Алгоритмы машинного обучения и компьютерного зрения изучают загруженные снимки, определяют, что есть зуб, а что нет, после чего анализируют каждый зуб по отдельности, формируют панорамы и срезы. Это помогает врачу планировать этапы лечения, сводя к минимуму риск врачебных ошибок», – объясняет Асылзат. Кроме того, Aident осуществляет автоматизированный цефалометрический анализ (снимок  лицевого скелета) и автоматическую генерацию 3D-моделей. «Наша технология конвертации снимков помогает врачам лучше и качественнее спланировать лечение, а также дает пациенту предельно наглядную картину состояния челюсти», – добавляет собеседница.

Благодаря тому, что Жусупов вошел в проект со своей экспертизой и инвестициями, Асылзат смогла нанять двух ML-инженеров, backend- и frontend-разработчиков, а также дизайнера.

Улыбки как награда

В данный момент стартап уже прошел стадию MVP и находится на этапе presale. Асылзат и ее коллеги проводят тестирование в клиниках, занимаются дальнейшими исследованиями и разработкой. «Изучаем научные статьи, как технические, так и медицинские, консультируемся с врачами, проверяем гипотезы», – поясняет она.

В сентябре команда Aident приняла участие в Astana Hub Battle, чтобы получить опыт участия в питчинге и наладить нетворкинг. «К сожалению, наша команда не прошла в финал, но мы получили отдельный приз от фонда MOST Ventures в размере $20 тысяч», – отмечает Асылзат. По ее словам, венчурный фонд дал им эту сумму всего за 1% доли в компании, что говорит о высоком потенциале проекта. «MOST оценил нас в $2 млн, хотя мы только начали. Думаю, они поняли идею проекта и знают, что за deep learning будущее. Полученные средства пойдут на выстраивание системы продаж и на R&D», – увлеченно рассказывает соосновательница.

Продукт находится на стадии финальной упаковки, в ноябре планируется официальный запуск продаж. «Но финального продукта не будет никогда, это всегда череда бесконечных исследований, которые помогают совершенствовать функционал», – говорит Асылзат.

Механика выхода на рынок и дистрибуция не кажутся ей сложными, поскольку любая стоматологическая клиника и отдельно взятый доктор готовы платить за существенную экономию времени. Продукт будет работать по подписной системе: предполагается, что в месяц пользователь будет платить за подписку чуть меньше $500. «Благодаря нам они смогут лечить больше пациентов», – подчеркивает Асылзат. Кроме того, врачи очень легко могут разобраться в Aident. «По неофициальным расчетам, наша целевая аудитория – 1,2 тысячи стоматологических клиник в Казахстане», – сообщает собеседница.

Она также убеждена, что опыт, полученный на локальном рынке, позволит им выйти на международные. Но, чтобы это случилось, важно развить продукт до такой степени, чтобы он был полезен не только ортодонтам, но и врачам, которые занимаются лечением зубов. «Рано или поздно мы покроем все направления стоматологии», – заверяет Асылзат.

Досжан разделяет эти амбиции. По его словам, следующий раунд инвестиций планируется закрыть в объеме $200 тыс. «Cerebra – это фундамент для Aident. В будущем, когда мы станем полностью независимы и сможем генерировать доход за счет своей деятельности, Aident может стать частью большой MedTech-экосистемы Cerebra. К слову, я имею опцию, которая позволяет мне в будущем поглотить стартап. Недавно Cerebra отказались от больших инвестиций в Сингапуре, в ноябре я лечу в США, буду посещать клиники в разных штатах. Хочу, чтобы мы не ждали инвестиций, а сами зарабатывали. От этого зависит, как скоро мы сформируем большую экосистему IT-решений для медицины», – комментирует
предприниматель.

Асылзат же рада быть частью большой и перспективной MedTech-истории, ведь она смогла реализовать себя именно в той сфере, о которой мечтала всю свою жизнь. «Я видела, насколько счастливы мои родители, когда видят глаза благодарных пациентов. Они любят свою работу, я хотела ощутить то же самое. И сейчас я это чувствую», – говорит она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить