Как определить нечестного сотрудника: истории из личного опыта

16082

Что делать с преступлениями в компании

ФОТО: © pixabay

Про аферистов

Когда вы принимаете на работу человека, сложно отличить афериста от обычного кандидата, и вот по какой причине: аферисты очень профессиональны в том, чтобы создать правильное впечатление. Это их основная работа. А ещё они хорошо считывают ваши ожидания во время собеседования и моментально под них подстраиваются. Так что во время стандартного интервью недобросовестного человека распознать почти невозможно.

В моей компании мы несколько раз случайно нанимали преступников. У всех этих людей было криминальное прошлое и не было опыта в такой же сфере. Каждый из них долго работал в компании и приносил хороший результат. При этом, к сожалению, все воровали и создавали большие проблемы. После этого опыта мы выработали методы по распознаванию недобросовестного сотрудника. В этой статье я ими поделюсь.

Как распознать недобросовестного сотрудника

Background Check

Этот метод я советую использовать всем компаниям без исключения. Он заключается в проверке человека по базам данных. Таким образом можно узнать, есть ли у кандидата криминальное прошлое, зарегистрированные судебные иски, где он раньше работал и какая у него кредитная история. Это очень важно при найме, ведь помогает заранее выяснить, с кем вы будете иметь дело. Конечно, можно просто расспросить о предыдущих местах работы и запросить контакты прошлого руководителя. Но это ничего не гарантирует. Поэтому старайтесь проверять правдивость информации, которую предоставляет кандидат.

В США есть специальные сервисы, которые выдают всю доступную с точки зрения законодательства информацию о человеке. Это очень удобно и помогает сразу же обратить внимание на какие-то моменты.

Поговорите с соседями

Достаточно нестандартный подход. В некоторых странах это даже запрещено, поэтому нужно заранее ознакомиться с законом. Но именно соседи знают, как человек проводит время, с кем общается и какой у него образ жизни. Если вы сомневаетесь в сотруднике и имеете возможность пообщаться с его соседями — сделайте это.

Позвоните на предыдущее место работы

Поделюсь кейсом из собственного опыта. Однажды в производственную компанию пришёл HR-специалист и сказал: «У нас проблема». А произошло вот что: из личных шкафчиков сотрудников начали исчезать деньги и вещи. Конечно, это испортило рабочую атмосферу и заставило всех косо смотреть друг на друга. Первое, что я посоветовал эйчару, — собрать всех новых сотрудников, которых наняли в течение последних двух недель, и позвонить на их предыдущие места работы. Нужно было найти ответы на следующие вопросы:

1) как долго человек работал в компании;
2) были ли какие-то сложности в работе;
3) замечали ли что-то странное в поведении и действиях.

При разговоре с одной из компаний HR-специалисту удалось узнать кое-что интересное. Предыдущий руководитель поделился, что сотрудник работал у них, и работал неплохо. Но когда он занял должность, у остальных начали пропадать вещи. Когда человек уволился по собственному желанию, это прекратилось.

В общем, Background Check нужно делать по той причине, что недобросовестных сотрудников выявить не так легко. Они выглядят убедительно, и в итоге это может дорого обойтись компании.

У меня был ещё один случай. В отдел продаж мы наняли молодую, очень энергичную девушку. Она прекрасно справлялась и принесла нам выгодные контракты. Казалось бы, подвоха ждать не стоит. Но как-то ночью вместе с сообщниками она ограбила шоурум и вынесла оттуда всё наиболее ценное. Конечно, мы передали это дело полиции и начали расследование. Тем не менее компании был нанесён ущерб.

Почему сотрудники воруют

За всю свою бизнес-карьеру, а это 30 лет, я сталкивался именно с преступниками всего 4 раза. Чаще случается так, что сотрудники начинают совершать какие-то проступки. Это происходит, когда они попадают в сложную жизненную ситуацию и не знают, как действовать. Например, человек задолжал кому-то серьёзную сумму денег или слишком сильно увлёкся азартными играми. Людей со слабым моральным компасом такие ситуации подталкивают к воровству и другим нечестным действиям.

А бывает ещё проще: сотрудник не выполняет свою работу и понимает, что не справляется. Или совершает ошибки, которые со временем приводят к убыткам компании. Он понимает, что в будущем невыполнение задач создаст проблему. Для того чтобы эффективно справляться с подобным, нужно заранее выстроить систему управления.

Как минимизировать убытки

Отслеживайте метрики по каждому сотруднику

У вас должен быть строгий контроль результативности. У каждого сотрудника должны быть свои метрики, которые измеряют его продуктивность.

Ограничивайте доступ

Всё, что касается ценной информации, баз данных и прочего, должно быть исключительно в ограниченном доступе. Не давайте повода переступить грань дозволенного и защищайте чувствительную информацию. Например, мы пользуемся корпоративным Google-диском. Это очень удобно и позволяет давать доступ к информации только тем, кому это необходимо.

Заявляйте в полицию

Такое правило сложилось в нашей компании ещё много лет назад, и это лучшее, что можно сделать в случае нарушений со стороны подчинённого. Да, зачастую преступление сложно довести до суда и не всегда удаётся до конца его раскрыть. Но если сотрудники знают, что дело обязательно будет расследоваться, это минимизирует риск повторных нарушений. Это не то, чем хочется заниматься руководителю. Но это даёт понимание, что наказание обязательно последует. Сама идея очень сильно удерживает людей от того, чтобы поступить нечестно.

Обращайте внимание на поведение

Бывает и такое, что сотрудник честный и квалифицированный, но не выполняет свою работу и пропускает дедлайны. Дело в том, что каждый раз человек будет пытаться скрыть свою ошибку и сделать так, чтобы остальные о ней не узнали. Для этого он начнёт создавать некую эмоциональную атмосферу и отстранять остальных от своих задач.

Само по себе изменение, когда сотрудник внезапно начинает проявлять критицизм, злиться на ровном месте и тому подобное, является сигналом о том, что нужно присмотреться. Проверьте, как идут дела. Парадокс в том, что когда вы выявляете проблему, подчинённый перестаёт агрессировать, потому что в этом уже нет смысла.

У меня был случай: бухгалтер начал вести себя раздражённо, и, когда мы сделали инспекцию, оказалось, что в его работе есть 20 отклонений. Когда мы добрались до выяснения проблемы и способов её решения, работник из озлобленного превратился в нормального. Поэтому такой способ можно использовать для реабилитации сотрудника, отношения с которым резко испортились. Причина его поведения может скрываться именно в сложностях на работе.

Вывод

Проще всего понять, что что-то идёт не так, если у вас прозрачная система отчётности. Измерение продуктивности поможет быстро определить, выполняет ли сотрудник план и как у него дела с производительностью. Поэтому прежде всего нужно наладить систему фиксации результатов работы. Это ресурсозатратно, но в перспективе компания сможет выйти на совершенно новый уровень.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить