Как сделать доступными закупки «Самрук-Қазына» для казахстанских производителей

18241

Заместитель генерального директора «Самрук-Казына Контракт» Дархан Рамазанов рассказал о прозрачности закупок, импортозамещении и совершенствовании предварительного отбора поставщиков

Дархан Рамазанов
Дархан Рамазанов
ФОТО: архив пресс-службы

Дархан Булатович, расскажите о ключевых направлениях деятельности вашей компании.

- ТОО «Самрук-Казына Контракт» создали для реализации проектов, направленных на совершенствование и прозрачность закупочной деятельности в группе компаний фонда «Самрук-Қазына». Одним из первых направлений является сопровождение информационной системы электронных закупок. Компания работает над повышением эффективности технического сопровождения системы, обеспечением ее деятельности и модернизации.

Второе направление - развитие казахстанского содержания и импортозамещения. Благодаря программе импортозамещения, оператором которой является наша компания, организации «Самрук-Казына» заключают офтейк-контракты для создания производств, которых не было в Казахстане. Отмечу, что фонд начал заключать такие контракты в регулируемых закупках первым в стране.

Третье – проведение предварительной квалификации отбора поставщиков (ПКО). Мы как уполномоченный орган проводим оценку потенциальных поставщиков, настольные и выездные аудиты. Это позволило нам не допускать в закупки компании-однодневки, созданные под конкретный объем. ПКО широко распространена в мировой практике и обеспечивает повышение качества закупаемых товаров, работ и услуг (ТРУ), снижает риски, связанные со сроками поставок и качества.

Четвертое направление - развитие категорийного управления закупками (КУЗ). По этому направлению наша компания с 2017 года выполняет функции Центра компетенций фонда. И нужно отметить, что КУЗ, как один из эффективных инструментов, позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование ТРУ за счёт изменения подходов управления закупками. Эта концепция впервые применяется в сфере квазигосударственных закупок на территории республики.

Пятое - ведение единого номенклатурного справочника ТРУ, который разрабатывался нашими специалистами с нуля. Наши сотрудники на постоянной основе ведут формирование новых и актуализацию действующих кодов.

Мы знаем, что очень много обращений было о необходимости обеспечения публичности закупок «Самрук-Казына». В этой связи что конкретно было сделано для того, чтобы этот механизм работал прозрачнее?

- Изменения происходят на регулярной основе. Для обеспечения прозрачности процессов закупок, а также взаимного обмена необходимой информацией (например, по недобросовестным участникам закупок), налажена консолидация с ERP-системами компаний фонда, единым окном закупок НПП «Атамекен», системой электронных госзакупок, системой закупок Mitwork. Все эти данные направляются в Агентство по финансовому мониторингу и Генеральную прокуратуру.

Также в этом году планируется осуществить интеграцию единой платформы закупок Минфина с базами данных Комитета госдоходов (для получения данных о финансовой устойчивости поставщиков), Антикоррупционной службы, Минцифры (МЦРИАП) и Комитета техрегулирования и метрологии (КТРМ).

Для проведения анализа закупок в режиме реального времени мы уже внедрили аналитическую систему. В рамках этой системы мы разработали восемь аналитических модулей, которые позволяют проводить анализ по исполнению плана закупок, завышению плановых цен, неоднократному продлению договоров, просроченным договорам и много другое.

На своих медиаплощадках компания активно приглашает бизнес участвовать в программе импортозамещения. Вы уже рассказали о том, что «Самрук-Қазына» первым внедрил так называемые офтейк-контракты в регулируемые закупки. Как это программа реализуется сейчас?

- Реализация политики импортозамещения - одна из стратегических задач фонда. С 2018 года «Самрук-Қазына» активно поддерживает предпринимателей, инициирующих новые производства, путем заключения долгосрочных офтейк–контрактов. Для этого «Самрук-Казына Контракт» на ежеквартальной основе формирует пул товаров для импортозамещения, закупаемых организациями фонда. В этом перечне есть данные о пятилетней потребности товаров и технических характеристиках. Сейчас пул состоит из 3110 позиций на сумму около 187 млрд тенге. По результатам этой программы с 2018 года одобрено 53 проекта, заключено 360 офтейк-контрактов на общую сумму 107 млрд тенге, что привело к созданию порядка 2 тыс. рабочих мест.

Мы ежедневно ведем работу по информированию общества о наших проектах и о том, как стать поставщиком «Самрук-Қазына». Чтобы обеспечить обратную связь с поставщиками и заказчиками - организаторами закупок мы на регулярной основе проводим обучающие семинары и конференции в онлайн- и офлайн-форматах. О датах их проведения можно узнать на наших официальных страницах в социальных сетях.

Что на сегодняшний день представляет собой предварительный квалификационный отбор (ПКО) поставщиков? Как совершенствовались эти механизмы за последние годы?

- С 2020 года в нашей системе действует модель ПКО 2.0. Первая модель была универсальной, не было разделения на специфические услуги и работы. Эта была большая анкета на 100 вопросов, поставщик должен был ответить на них и получить соответствующий рейтинг. Минус этой анкеты заключался в том, что она никак не учитывала опыт поставщика, его технические возможности и наличие кадрового потенциала.

Сейчас ПКО – точечный. На каждую категорию разрабатываются отдельные квалификационные требования, и исходят они от заказчика. Можно снова привести пример. Есть нефтегазовая компания, которая является заказчиком по категории «Эксплуатационное бурение». Эта компания имеет возможность разработать перечень узкоспециализированных критериев, отвечающих потребностям заказчика. От поставщика им требуется опыт работы (например, бурение скважин за последние три года); наличие буровых станков; люди, имеющие необходимую квалификацию; лицензия и т.д.

Критерии обязательно согласовываются с бизнесом в лице нацпалаты «Атамекен», то есть они проходят публичное обсуждение. После этого комиссия фонда утверждает эти критерии, и они загружаются в электронную систему закупок. Поставщик, проходя ПКО и видя вопросы, подает документы в онлайн-формате. Аудитор рассматривает документы на соответствие квалификационным требованиям. Если все в порядке, то мы подписываем договор с потенциальным поставщиком.

На втором этапе проходит выездной аудит, осуществляемый коллегиально. На место выезжают представитель нашей компании, заказчика, а также независимые наблюдатели. Комиссия смотрит, действительно ли у поставщика имеется заявленная техника, оборудование; также члены комиссии проверяют документацию, лицензии и т.д. Если все в норме, то комиссия принимает решение о включении компании в перечень квалифицированных поставщиков.

Что важно: сегодня все эти процедуры бесплатны (в отличие от прежнего ПКО). Более того, раньше все решения принимались одним человеком – аудитором. Сейчас же все проходит коллегиально.

Поделитесь ближайшими целями компании.

- В этом году мы планируем запустить новую площадку по реализации невостребованного и неликвидного имущества группы фонда. Сейчас реализация происходит хаотично. Кто-то продает на площадке Минфина, кто-то – через частные биржи. Поэтому было принято решение на первом этапе запустить пилотный проект: пока реализуем мелкие товары для налаживания работы системы. Уже в июне-июле 2023 года хотели бы выйти на промышленные масштабы в области реализации неликвидных товаров.  

В чем вы видите глобальную миссию вашей компании?

- Среди ключевых целей я бы выделил обеспечение максимально комфортных условий для наших заказчиков и увеличение доли внутристрановой ценности.          

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить