Как казахстанские авиакомпании осваивают российский рынок

58614

С началом войны на соседнем рынке появились новые ниши

ФОТО: tolmachevo.ru

Авиатрафик между Казахстаном и Россией всегда был плотным. Например, только Air Astana в 2019 году выполняла 25 рейсов в неделю между Москвой и Алматы и Астаной, а в целом количество регулярных рейсов между разными городами исчислялось десятками. После «пустого» неба в пандемийном 2020 году авиакомпании обеих стран почти успели восстановить расписание, но грянул февраль 2022-го. Количество перелетов между двумя странами резко упало как со стороны России – из-за ограничений в обслуживании самолетов западного производства, и со стороны Казахстана – из-за прекращения страхового покрытия коммерческих полетов для Air Astana. Но две казахстанские авиакомпании – SCAT и Qazaq Air – не только продолжают летать в Россию, но в 2022-м стали активнее развивать этот рынок, а одна из них даже возит российских пассажиров на курорты. 

Так, SCAT, похоже, сделал РФ одной из основных дестинаций. Причем кроме «традиционных» перелетов из Астаны и Алматы в Москву казахстанская авиакомпания обосновалась на рынке курортных направлений: возит туристов из Екатеринбурга и Новосибирска на таиландский остров Пхукет через свой хаб в Таразе. Например, взлетая незадолго до полуночи из Екатеринбурга, скатовский Boeing 737 NG приземляется в Таразе в три утра, чтобы около пяти отправиться на Пхукет. Таким образом, остановка в Таразе занимает два — два с половиной часа. В те же сутки этот же борт делает и обратный рейс.

Туристические агентства российских городов подтверждают, что продают туры на чартеры SCAT. Например, как выяснил Forbes.kz, у агентства «Банк туров» из Новосибирска поездка с 5 января на 9 ночей на двоих стоила 153 700 рублей (при этом 6 ночей с перелетом на «Аэрофолоте» обошлись бы дороже — в 165 тыс. рублей). Екатеринбургская компания ElitTravel предлагает январские туры на 10 ночей за 250 тыс. на «Аэрофлоте» и по 193 тыс. рублей на SCAT. В январе авиакомпания поставила на эти рейсы новенькие Boeing 737 MAX 8: 14 января такие борта летали с Пхукета через Тараз в Екатеринбург и обратно, 15 января – в Новосибирск.

При этом, отвечая на вопросы Forbes.kz, пресс-служба SCAT отмечает: «Утверждение о том, что рынок полетов в РФ принадлежит SCAT, ошибочно. Наряду с компанией ряд регулярных рейсов в Омск, Екатеринбург и Москву из череды городов Казахстана на ежедневной основе выполняют казахстанские и российские авиаперевозчики». За 25 лет работы SCAT запустил сотни направлений, от Литвы и Кыргызстана до Саудовской Аравии и Мальдивских островов, напомнили в пресс-службе.

«С наступлением масштабных мировых изменений, закрытием границ государств и дальнейшими событиями, компании пришлось заново выстраивать маршрутные сети. В течение 2021 и 2022 годов SCAT активно занимался восстановлением утраченных направлений и запуском новых маршрутов. Активный рост компании и пополнение парка воздушных судов позволили авиаперевозчику восстановить ряд маршрутов, однако некоторые из существовавших ранее по-прежнему не выполняются. К примеру, до 2020 года компания выполняла рейсы в 10 городов РФ. В настоящий же момент восстановлены лишь 7 направлений», - уточнили в SCAT. Из 3 млн пассажиров, перевезенных SCAT в 2022 году, на маршруты между Казахстаном и РФ приходится 9% - сюда входят все пассажиры независимо от гражданства.

Что касается туристических дестинаций, то в SCAT объяснили: их развитие зависит от «продуктивной совместной работы авиаперевозчика и туроператора». «Если авиакомпания будет и в дальнейшем получать от туроператоров запросы на открытие дополнительных курортных направлений, каждое из них будет рассматриваться в отдельности. Открытие любого нового рейса требует серьезной работы со стороны авиационных властей государств, авиаперевозчиков, аэропортов, оформления разрешений на пролет над территорией стран, через которые проходит маршрут, и многого другого», - заключили в авиакомпании.

Еще одна казахстанская авиакомпания - Qazaq Air тоже использует возможности для охвата рынка РФ, стартуя из своего хаба в Астане. По маршрутам Астана – Екатеринбург – Астана и Астана – Омск – Астана авиаперевозчик летает ежедневно. Полеты по этому маршруту выполняются на воздушном судне Dash 8-Q400, комплектация которого предусматривает до 86 пассажирских кресел. Дальность полетов на этом типе самолета позволяет охватить приграничные территории соседних государств, и сейчас в активе Qazaq Air прямые и стыковочные рейсы в Казань, Омск и Екатеринбург из городов Казахстана.

Всего в 2022 году Qazaq Air перевезла между РФ и РК 80 тыс. человек, что составляет 15% от общего количества пассажиров. Как сообщили в авиакомпании, на настоящий момент Qazaq Air не планирует увеличение количества рейсов и открытие новых направлений в РФ.

«SCAT и Qazaq Air забирают себе долю ушедшей с этого рынка Air Astana, существенно ограниченного в провозной емкости «Аэрофлота» (так как он вынужден летать к нам на российских самолетах существенно меньшей вместимости) и некоторых российских чартерных авиакомпаний, ограниченных в полетах за рубеж ввиду двойной регистрации флота, - комментирует положение эксперт в сфере пассажирских авиаперевозок Николай Устинов. - Я думаю, что никакого существенного влияния на российский рынок в целом казахстанские авиакомпании не окажут, поскольку ограничены в провозной емкости, притом что расширять флот с прицелом на Россию (и как-то договариваться с лизингодателями и страховщиками) крайне рискованно. Ситуация там очень нестабильна и может измениться в любой момент. Скорее всего, они на это и не пойдут. Да и транзитный потенциал того же SCAT несопоставим с крупными международными авиакомпаниями, которые сохранили рейсы в Россию».

Николай Устинов
Николай Устинов
ФОТО: facebook.com/nikolay.ustinov

Наиболее существенную долю российского рынка заняли ближневосточные и турецкие перевозчики (Emirates, Turkish Airlines и др.), которые оперируют большим флотом и имеют опыт работы на проблемных рынках (например в Африке) и готовы брать на себя дополнительные риски, взамен существенно увеличивая тарифы на свои услуги, констатировал эксперт.
По мнению Устинова, сегодня «в отношении России абсолютно невозможно что-либо планировать на перспективу, можно лишь действовать по принципу «здесь и сейчас».

С Устиновым не совсем согласен Адиль Сеилов, называющий себя не столько экспертом, сколько «опытным пассажиром». Он считает, что казахстанским перевозчикам вполне по силам взять долю российского рынка, особенно если говорить о Зауралье и приграничных районах.

- Плюс в том, что наши авиакомпании не испытывают и не будут испытывать проблем с авиазапчастями. Я, как пассажир, сейчас не рискну летать ни на какой российской авиакомпании. Boeing и Airbus отказались от обслуживания. Конечно, они скорее всего занимаются «каннибализмом», переставляя части с одних самолетов на другие, но долго это не может продолжаться, - поделился опасениями собеседник. - А нашим авиакомпаниям нужно увеличить свой авиапарк, с нынешним количеством они могут обслуживать только внутренний рынок и существующую международную сеть. Нужны самолеты большой вместимости, например Boeing 767, брать его на вторичном рынке. Тогда в течение трех-четырех лет они смогут поднять провозную емкость.

Можно сказать, что SCAT уже делает шаги в этом направлении: за 2022 год компания пополнила парк семью новыми самолетами Boeing: 737-800 NG, 737 MAX 8 и 737 MAX 9.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube