Инженер против бухгалтера

Постоянные проблемы великой компании Boeing последних лет — это результат постоянной борьбы за рост курса акций

Фото: facebook.com/pg/Boeing

Во всех компаниях мира, производящих реальные вещи, идёт война за снижение затрат. Иногда, садясь в новую машину, я ловлю себя на мысли — вот тут победил бухгалтер. Вроде всё нормально, но пощупаешь какую-нибудь панель и понимаешь — дешёвый пластик. Коснёшься блестящей никелированной ручки — и осознаёшь, что это не металл, а крашеная пластмасса, которая вскоре начинает облезать, как акварель после дождя. Инженер хотел как лучше, но пришёл финотдел и стал резать затраты — и так сойдёт. На миллионе машин каждый доллар экономии даёт миллион долларов.

Дело тут не в глупости людей, а в жестоком мире борьбы за цену. Ведь мы сами, как потребители, не спрашиваем у производителей, как они поживают. Выбираем лучшее соотношение «цена-качество». И при равном качестве выбираем цену. Этим и объясняется колоссальный успех китайского автопрома.

Многие «эксперты» любят поругать «китайцев» за разные недостатки, сравнивая их с лучшими образцами западной техники. Но, во-первых, многие покупатели бюджетных машин не с «поршей» пересаживаются на «хавалы». Новая машина с 5-6 летней гарантией — всё лучше, чем старая. Тем более что китайские машины очень щедро оснащены всякими опциями и экранами, которые у европейцев стоят больших денег дополнительно.

Но пост не об этом. Страшнее, когда бизнесовые приёмчики проникают в сферу высоких технологий. Постоянные проблемы великой компании Boeing последних лет — это результат постоянной борьбы за рост курса акций. Многие решения, которые им сегодня боком выходят, есть результат близорукой политики быстрых побед.

Boeing 737 нуждался в замене. Эта модель самая массовая и нужная. Airbus сделал с нуля новую семью А-320 и А-321 — и сейчас бьёт с ней все рекорды. Руководство Boeing решило подшаманить старика 737. У них была ключевая проблема — новые эффективные двигатели заметно больше в диаметре и не лезли под крыло. Помните, на переходных моделях они даже засунули прежнее поколение новых движков и они были приплюснуты внизу, имея странный вид? На Boeing 737 Max они вытащили консоль вперёд крыла и подняли двигатель повыше, тем самым решив проблему.

Но теперь изменилась аэродинамика и двигатель на полной тяге стал задирать нос самолёта вверх. Они решили проблему, установив в программе управления автоматическую коррекцию этого отклонения. Но надо было переучить тысячи пилотов по всему миру и объяснить им новую фичу. Толком этот процесс не был осуществлен, прогнали сертификацию и добились разрешения на эксплуатацию как есть. Результат — две катастрофы, в которых пилоты не справились с управлением, так как не поняли поведения самолёта, а читать инструкцию было уже поздно.

Результат: срыв производства самолёта на несколько лет; огромные штрафы, убытки и ущерб репутации. Кроме этого, умудрились для экономии продать компанию по производству фюзеляжей в аутсорсинг. Возник бардак во взаимодействии со сторонней компанией, и запутались в том, кто и когда должен болты в креплении дверей прикрутить. В итоге дверь самолёта в полёте отрывается. К счастью, никто не пострадал. Теперь эту компанию за большие деньги назад покупают.

Ну и венец всего: выполнение заказа на создание космического корабля для астронавтов. NASA для подстраховки заказало корабль двум компаниям — Space X и Boeing. Dragon от Space X был сделан вовремя и в рамках бюджета и уже более 40 раз отлетал к станции. Starliner от Boeing после долгих задержек и превышения бюджета (4 млрд вместо 2) в июне полетел и застрял. Ещё до старта у него обнаружили утечки гелия из систем, но подправили и с третьего раза запустили двух опытнейших астронавтов на неделю в проверочный полёт. Они кое-как пристыковались к МКС. Гелий опять потёк. NASA проверяло как могло двигатели и не могло понять, запустятся ли они на возвратной траектории. И теперь непонятно.

Сейчас говорят, что на неделе решат, но, судя по всему, не станут рисковать и отправят обратно астронавтов на «Драконе» от Space X в феврале 2025 года. Раньше не получится. Мужчина и женщина — астронавты, видимо, рекорды свои обновят пребывания в космосе. Чем они там занимаются, сейчас никому не известно. Книжки читают? Вместо недели на полгода попали.

Boeing нашёл нового руководителя, а бывшего президента, бухгалтера по образованию, уволили. Крепкий инженер пришёл в этом месяце, Келли Ортберг, из аэрокосмической компании. Первым делом он решил работать из Сиэтла, где находится основное производство. 20 лет назад прежние руководители перенесли штаб в Чикаго, из экономии. А бывший президент вообще перебрался в Арлингтон, Вирджинию, поближе к главному заказчику — Пентагону. Кроме того, Ортберг сказал, что минимум один день в неделю он будет на заводах. Так-то, видимо, лучше будет: хоть двери прикрутят как надо.

Справедливости ради надо сказать, что технику они всё же делают хорошую. Как бы не сглазить, но в американской регулярной авиации не было катастроф с человеческими жертвами уже 20 с лишним лет.