Отрывок из книги «Объективная система ценностей»

16819
Автор: Канат Нуров
президент Алматинской высшей школы управления и научно-образовательного фонда «Аспандау»

Интуиция как иррациональный способ познания

В настоящий момент работаю над монографией,  под названием «Объективная система ценностей» которая изначально задумывалась как статья, но постепенно переросла в фундаментальный философский труд, в контексте воспитательной функции  системы образования информационного общества.

Недавно закончил 26 главу «Интуиция» из 48 диалектически и логически связанных между собой ценностей. Ниже, хотелось бы представить вниманию читателей отрывки из этой главы.

***

Интуиция как мистическое предчувствие и/или сверхчувственная проницательность есть иррациональный способ познания, непосредственное восприятие действительности, созерцание истины без посредства чувств и разума. Интуиция идёт изнутри в виде «откровения», которое "озарением мысли" всегда выходит за пределы личного или коллективного опыта и образно схватывает непознанные скрытые связи (со)бытия. Это «знание без слов» возникает без осознания путей и условий его получения в результате непостижимого, субъективного и прямого усмотрения всеобщей связи явлений, всеединства мира. Тем не менее, интуиция как внезапное обозрение самоочевидной истины предполагает концентрацию сознания субъекта на объективных основаниях мира, а не на субъективных ощущениях и произвольном воображении. Благодаря интуиции мы созерцаем истину, как самоочевидную действительность, и имеем при этом неизменные, но, к сожалению, невыразимые  критерии наглядно-содержательной, эстетической достоверности любого мышления, в т.ч. математического. Даже в математике доказательство истины не может быть выше самой истины, ухватываемой интуитивным, скрытым в сознании единым образом мира, дающим психическую жизнь всем отдельным, разнообразным и субъективным образам отражения действительности.

Интуиция скрыта в нас в виде изначального данного и полного, но не осознаваемого нами инстинктивного знания, единый образ которого задаёт потенциально оптимальное поведение организма в качестве бессознательной первопричины творчества. В этом смысле интуиция не только предшествует чувствам, но и является той бессознательной основой их проявления и развития, которую порою трактуют как мистическое откровение, несовместимое с логикой и устоявшейся практикой. Тем не менее, разум и чувства в интуиции не отсутствуют, а гармонично согласованы в виде предчувствия истины как единства субъективного и объективного аспекта действительности. Любое мышление как поток образов, по сути своей, интуитивно, иррационально, и лишь по форме выражения и передачи мыслей - рационально, в смысле подтверждения эмпирическими ощущениями или вербально - логическими доводами. Это коммуникация, в том числе внутренняя, предполагает собой обмен информацией и, следовательно, посредство знаков, свидетельствующих или доказывающих истину. А в мышлении интуиция в принципе необходима для любого усмотрения истины, хотя и недостаточна, чтобы убедить в этой истине других и себя.

Непосредственность интуитивного знания следует понимать только как его субъективную неосознанность, а не как отсутствие процессов, опосредующих его возникновение. То есть непосредственность интуиции условна, так как на практике она является не начальным этапом познания, а переходным звеном от одного его уровня к другому. Будучи субъективной по механизму формирования, интуиция трансформируется в точное знание лишь при условии включения в более или менее рационально осмысленную и понятийно обеспеченную систему образов восприятия и представлений. Хотя бессознательные образы и лежат в основе конструктивной организации воображения и мышления, для интуитивного озарения и соответственно преодоления ограничений индивидуального подсознательного и коллективного сверхсознательного опыта в психике необходим «перенос» информации из глубин бессознательного уровня сознания на вершины актуального. Без раскодирования смысловых знаков и кодовых значений действительности их дальнейшая интерпретация и верификация сознанием в разрешении проблем развития будут невозможны. Интуиции как состоянию сверхчувственной проницательности («мистического предчувствия») присуща тонкость высших и сложных чувств: обостряются чувства слова, композиции, статистики, понимания, порядка и пр. Так без эстетического чувства гармонии невозможны были бы ни математические изобретения как наиболее абстрактные и точные достижения человеческой мысли, ни «слышание» Моцартом всей симфонии сразу, единым образом и одномоментно.

Полная версия

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить