НДС vs налог с продаж

23820
Автор: Дана Токмурзина
директор департамента налоговых и юридических услуг PwC

Налог с продаж, вероятно, вводится потому, что сейчас экспортёры не могут добиться возврата НДС

Одним из новых веяний налогового реформирования стало заявление главы государства о замене налога на добавленную стоимость новым для Казахстана налогом с продаж. Вероятно, основной причиной рассмотрения замены одного косвенного налога на другой стала проблема возврата НДС. Сейчас казахстанские экспортёры имеют право на возврат НДС, возникающего в связи с экспортом товара за пределы РК (нефть, твёрдые полезные ископаемые, зерно, рыба и другие товары). Однако на практике возврат получить сложно.

Дело в том, что возврат НДС сопряжён с налоговой проверкой экспортёра, его непосредственных поставщиков и поставщиков всех нижестоящих уровней (проведение «пирамиды»). В результате выявляются проблемы на пятом, седьмом и других уровнях «пирамиды». При этом проверка за один год плавно перетекает в налоговую проверку следующего года и так далее, пока не истечёт срок исковой давности и возврат становится невозможным.

Проблема усложняется недобросовестными предпринимателями, которые создают «прослойки» между покупателем и поставщиком и фактически занимаются обналичиванием денег, что в корне подрывает доверие государства к остальным налогоплательщикам.

По своей сути налог с продаж — это также косвенный налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров или услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как некоторый процент от стоимости реализованного товара (услуги). Более точным определением будет «налог на транзакцию», так как налогом облагаются конкретные сделки по неосвобождённому от налогообложения имуществу.

Налог обычно исчисляется при розничной продаже или, в более широком смысле, в момент покупки товаров конечным потребителем.

Налог с продаж уплачивается один раз: на этапе розничной реализации устанавливается на финальную цену продажи или полученной валовой выручки.

Соответственно, необходимо каким-то образом определить признаки, характеризующие продажу товара конечному потребителю, и отделить именно эту продажу от продажи для коммерческого использования, например, дальнейшей перепродажи.

Таким образом, первым вопросом в администрировании налога с продаж становится вопрос определения окончательного потребителя товара (услуги), то есть фактического налогоплательщика.

Налог с продаж не может применяться для экспортных продаж. Налог с продаж также не предполагает возврата налога из бюджета, так как взымается только в рознице и не требует механизма зачета.

Однако такое ограниченное применение налога создает потенциальную проблему его сбора в розничном секторе. Из плательщиков налога выпадут импортёры, производители, оптовые дистрибьюторы, то есть все те, кому по своему размеру и статусу приходится быть добросовестным налогоплательщиком.

Остаётся множество предприятий малого бизнеса, которые «прячутся» в упрощённых налоговых режимах. И если кто-то из налогоплательщиков откажется платить налог с продаж, бюджет теряет всю сумму налога целиком.

В настоящее время налог с продаж действует в США, причём в каждом штате – свои ставки, база и плательщики. Ставка налога варьируется от 1% до 10%, он взимается на трёх уровнях (город, штат, государство), а плательщиком является конечный потребитель. Также этот налог существует в ряде развивающихся стран Южной Америки.

Модель, которую предполагается ввести в Казахстане, имеет определённые сходства с принятой в других странах моделью. Однако, возможно, будет иметь свои уникальные особенности, например, взимание налога на каждом уровне продаж по ставке от 3% до5 %, отсутствие зачета и возврата уплаченного налога.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить