Динамика Грешема и казахи

8880
Автор: Ануар Ушбаев
управляющий партнер Tengri Partners

«Лимоны» и «вишенки»: как неэтичный бизнес вытесняет бизнес порядочный

Стоя в алматинской пробке по пути до ужина, слушал подкаст от Wharton Business с Уильямом Блеком, профессором университета Миссури, специалистом по финансовым преступлениям, на тему недавнего скандала в HSBC. Он напомнил про необходимость помнить об уроках динамики Грешема в разработке законов и регуляций, а я сразу подумал про их отношение к казахстанским реалиям.

Очень люблю простые элегантные идеи. Вот, к примеру, Джордж Акерлоф ещё в своей знаменитой статье «The Market for Lemons: Quality Uncertainty and the Market Mechanism» в 1970 предложил концепт, с тех пор называемый динамикой Грешема (по аналогии с законом Грешема о деньгах). По сути, все современные студенты-экономисты наверняка читали её на курсе микроэкономики.

В оригинальной статье Акерлофа (который, кстати, женат на нынешней главе ФРС США Джанет Йеллен) речь идёт об информационной асимметрии между продавцами и покупателями подержанных автомобилей. Подержанный автомобиль с хорошей историей обращения и ухода называется «вишенкой», а «лимоном» называется подержанный автомобиль, чья дефектность раскрывается только через некоторое время после приобретения.

Если не вдаваться в технические детали, смысл тезиса Акерлофа в том, что, поскольку покупатель заранее не знает, является ли приобретаемый автомобиль «вишенкой» или «лимоном», он в среднем готов предлагать лишь цену строго ниже справедливой цены за «вишенку» и выше справедливой цены за «лимон». Таким образом, хозяева настоящих «вишенок» будут демотивированы от участия в торговле и будут вытеснены «лимонами», торгующимися выше своей справедливой цены.

Другими словами, «плохой», неэтичный бизнес вытесняет хороший, порядочный бизнес. Издержки от этой непорядочности заключаются не только в переплачивании со стороны потребителя, но и в вытеснении порядочных предприятий из индустрии. Принцип этот распространяется на любое социально-экономическое взаимодействие людей и организаций.

В 2001 Акерлоф получил (вместе с Майклом Спенсом и Джозефом Штиглицом) Нобелевскую премию по экономике за изучение информационной асимметрии, с конкретным упоминанием его работы по рынку «лимонов» и динамике Грешема.

Работа Акерлофа произвела фундаментально важный эффект практически на все сферы экономики: от теории контрактов и индустриальной организации - до государственных финансов и макропруденциального регулирования банковского сектора.

Задача регулятора, понимающего принцип динамики Грешема, - создавать такие законы и архитектуру взаимодействия, которые позволят порядочным, честным и этичным агентам находиться в преимуществе.

Найдутся, наверное, отчаянные шумпетерианцы, которые скажут, что победа неэтичных агентов в обычных условиях - это часть силы «креативного разрушения», коей является капиталистическая система, но я считаю, что это недальновидно и аморально.

А вспомнил я про всё это на фоне того, что, поскольку штрафы за относительно незначительные нарушения ПДД и само получение водительских удостоверений «разводятся» за относительно не кусающиеся суммы, то мотивации водить по правилам нет ни у кого. И эта отвратительная культура вождения стала стандартом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить