Промышленный шрот

 

Автор: Эрнар Макишев
директор департамента Казахского института нефти и газа
другие посты автора

Почему Казахстан не покупает за рубежом подержанные заводы

Словом schrott (металлолом в переводе с немецкого) у нас обозначают старые автомобили из Европы, в основном из Германии. Шротом можно назвать и завезенное в РК бывшее в употреблении сложное нефтехимическое оборудование. Покупка техники б/у – общепризнанная мировая практика по переносу работоспособных производств в регионы, где имеются спрос на продукцию. Однако не рассматривается возможность покупки в странах ОЭСР заводов, которые по разным причинам выводятся из эксплуатации, но могли бы стать альтернативой проектированию и строительству производств с нуля в Казахстане. Далеко ходить за примерами не надо – после окончания Великой Отечественной войны СССР перенес большое количество заводов из Германии. 

Причина остановки производства может быть разной: высокие цены на энергоносители, смена целевой продукции, банкротство. Страны ОЭСР могут позволить себе такую роскошь, как утилизация работающего завода, который проработает у нас еще десятки лет. Мы же не можем позволить себе утилизовать даже не работающий 20 лет Актауский завод пластических масс.

Казахстанские специалисты по определению не могут строить новые эффективные производства, потому что не имеют опыта. Как сегодня осуществляется практически всё промышленное строительство? Если компетенция казахстанского заказчика позволяет контролировать иностранных подрядчиков (китайцев, корейцев, турков), его не обманут. А если у заказчика нет опыта участия в строительстве производства «под ключ», любой подрядчик почтет за честь раздуть свой бюджет.

Однако предположим, что национальная компания Х решила купить завод за границей. Многочисленные посредники с радостью помогут разобраться в многообразии выбора. Например, интерес вызвало новое нефтехимическое производство в Польше (а на деле – старый немецкий завод, который было невыгодно утилизовать немецкому владельцу). Завод стоит $36 млн. Поляки хвалят выбор и прозорливость казахов: ведь сами они купили производство 4 года назад в Германии за $32 млн и вложили в него $10 млн, но в связи с тяжелой финансовой ситуацией хотят срочно продать.

Компания Х каким-то образом получает одобрение сделки и проходит все круги бюрократического ада, чтобы получить финансирование. Назначается главный инженер проекта (ГИП), из строителей: 40 лет стажа, 3 года до пенсии. На специалиста Международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC), конечно, не хватило денег. Инженер едет в Польшу, подписывает акты, смотрит за демонтажем и погрузкой. Допустим, крупногабаритного оборудования нет, все погружено по вагонам и грузовикам. Наш ГИП прыгает в последний грузовик и едет домой. Разгружает, монтирует оборудование на уже готовые фундаменты.

Проект на фундаменты прошел госэкспертизу. Проводить экспертизу завода специалисты отказываются, мотивируя это тем, что это не новое строительство. Технологи из Польши и Германии запускают завод. На все ушло 2 года.

Как только начался выпуск продукции, приходят проверяющие, которые выясняют, что завод был куплен у немцев за $32 млн, а продан казахам за $36 млн. Вложения поляков в расчет не принимаются, налицо хищение госсобственности. Назначается экспертиза. Поскольку этот завод – первый в стране, его оценивают по аналогам. То есть:

- У вас котел от Фостер Виллер за энное количество миллионов. Мы не знаем, сколько он должен стоить, но вот вам аналог Подольского и Барнаульского котлостроительных заводов в 5 раз дешевле.

- Колонны мы посчитаем по весу как строительные балки.

На основе такого анализа экспертиза устанавливает, что реальная стоимость оборудования – не более $15 млн

Топ-менеджмент отделывается условными сроками. Менеджерам дают небольшие реальные сроки. Наибольший срок с конфискацией получил главный инженер проекта, так как он подписывал все акты приемки.

Во время судебного разбирательства завод полгода стоял опечатанным, за это время оборудование пришло в негодность, а позднее было утилизировано. 

Кажется, именно поэтому Казахстан не покупает подержанные заводы.

P.S. Приведенный пример полностью выдуман, все совпадения случайны. Тем не менее, я думаю, у нас есть предприниматели, готовые инвестировать в новые производства, и предлагаю им рассмотреть варианты покупки подержанного оборудования в Европе, чтобы снизить капитальные вложения. Ведь в условиях низких цен на энергоресурсы выгоднее их переработать, чем экспортировать. Казахстану нужно открывать новые производства, производить новые продукты, создавать рабочие места и получать прибыль. À la guerre comme à la guerre!

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

10552
просмотра
 
 
Загрузка...