Зачем казахстанской нефтянке местные инженеры

 

Автор: Бауржан Насимуллин
инженер проекта в нефтяной компании
другие посты автора

Почему нет местных проектировщиков, которые поднимут промышленность вокруг нефтяной отрасли

Оговорюсь сразу - речь идет об иностранных проектных институтах, так как именно они работают на всех передовых и масштабных проектах нефтяной отрасли страны.

Почему местные проектировщики важны

Все обыватели знают, что такое проектирование. Первым делом они представляют себе офис, где бледные люди чертят линии на больших белых ватманах. Не буду ломать стереотипы и описывать скучные будни инженеров-проектировщиков. Просто замечу, что для меня - это самая захватывающая работа из всех виденных.

Нефтегазовая отрасль - локомотив казахстанской экономики. Эта отрасль дает больше всего налогов, бонусов и прочих платежей в бюджет. Потом этот бюджет благополучно осваивается остальными отраслями.

Также нефть вливает реальные деньги в экономику. Подрядчики и поставщики, работающие на нефтяные компании, предоставляют работу тысячам людей, закупают огромное количество материалов и оборудования, создают добавленную стоимость. Они обслуживают множество проектов освоения, расширения мощностей, модернизации объектов на месторождениях и установках подготовки сырья.

Все эти работы берут свое начало в проектном, или, как сейчас говорят, в инжиниринговым офисе, где инженеры определяют, что надо закупить, построить и запустить. Быть проектантом – значит, обладать великой силой. Именно он решает, каковы будут параметры будущего объекта, где он будет находиться, как он будет строиться и т.д. Конечно, все это согласовывается с эксплуатацией и строителями, но главный на этой стадии – исключительно проектировщик.

А теперь представьте, что в нашей стране производится много материалов и оборудования. Это трубы, фитинги, кабели, металлоконструкции, строительные материалы, оборудование посложнее. Только вот старший инженер-проектировщик родом из Штатов, Европы, Индии или откуда угодно. Он приехал сюда полгода назад и через год уедет в другую экзотическую страну. Очевидно, что ему нет дела до местной промышленности и ее продукции – он будет закладывать в проект лучшие образцы товаров, используемых по всему миру. Заявка на материалы зарождается в проектном офисе и идет в отдел закупок. Закупщик определяет рынок, где проще всего этот товар приобрести, и открывает тендер. Как правило, за рубежом.

Что мы имеем в итоге? Кабельная продукция - из Европы, металлоконструкции - из Китая, сосуды под давлением – из Америки. Стоит ли обвинять в этом иностранного инженера? Не думаю. Ведь у нас нет правил, которые заставляют покупать только нашу продукцию. Он в своем праве. Западная продукция, как правило, действительно лучше по всем показателям.

Только вот будь на его месте местный инженер, он бы заложил в проект такие показатели и стандарты, что у закупщика не было бы другого выбора, кроме как разместить тендер на местном рынке или в пределах СНГ. Дизайн всегда можно сделать попроще, заложить совесткие классы стали или других материалов, поставить обязательным критерием соответствие конкретному ГОСТу и т.п. Главное, чтобы поддержка местного предпринимателя не ставила под угрозу безопасность объекта. Это могло бы создать условия для развития реальной, а не «бумажной» местной промышленности, которая постепенно развивалась бы вместе с добывающими отраслями.

Сейчас в стране остаются условные 5-7% от объема денег, выделенных на закупку оборудования и материалов (не услуг). Местные кадры в инжиниринге могли бы поднять эти цифры до 15-17% в среднесрочной перспективе.

Еще один плюс – появление в экономике целой прослойки инженеров, обладающих знаниями о новых технологиях и применяющих их каждый день на практике. Они могли бы потихоньку кочевать в другие отрасли и даже государственные проекты.

Почему не растут наши инженеры

Так в чем проблема? Почему инженеры, принимающие ключевые решения, сплошь иностранцы? Причин несколько:

· Наши инженеры – еще дети. Им от силы лет 25-27. У них хорошее образование и неплохая практика в иностранных инжиниринговых компаниях. Но это такая работа, которой невозможно руководить интуитивно или благодаря высочайшему суппорту. Можно и людей погубить, и объект угробить, если доверить управление перспективной молодежи. Сорокалетних проектировщиков в нашей стране, к сожалению, нет. А все, кто постарше, работают в местных проектных институтах.

· Проектирование в нефтегазовой отрасли оплачивается по часовой ставке в 90% случаев. Ни одна нормальная проектная компания не берется за lump sum контракты (фиксированная цена за весь объем работ). А тут уже проблема системная. Нефтяные компании платят проектным организациям большие деньги. И ставка за иностранца, как правило, в 4 раза выше, чем за местного. Добавим к этому, что иностранец работает 60-70 часов в неделю, а местный – только 40. Выгода налицо. Инжиниринговые компании могли бы выкинуть на улицу всех местных и «продавать» одних только иностранцев, если бы не трудовое законодательство и требования заказчиков, которые пекутся о своем имидже.

· Местный рынок труда совсем беден. Те, кто не учился в Англии, Штатах или парочке крутых местных университетов, просто не могут ничего предложить иностранной инжиниринговой компании. Знания слабые, опыта нет, английского не знают. Последний пункт, кстати, очень важен. Как читать и разбираться в иностранных стандартах, указанных заказчиком, не зная английского языка?

Как улучшить ситуацию

Есть несколько нереальных вариантов и один реальный.

Вариант 1. Законодательно, а еще лучше командно-административными методами уравнять расценки проектных институтов на работу казахстанцев и иностранцев.

Результат: контракты начнут размещать за рубежом – в Индии, Малайзии, Китае. Местные офисы будут просто адаптировать их под наши нормы.

Вариант 2. Установить лимит иностранцев среди руководящих кадров.

Результат: появится много старших инженеров и менеджеров, но в реальности руководить будут те же, кто и сейчас. Мы просто развратим подрастающую молодежь большими окладами и разнообразными преференциями. Это медвежья услуга.

Вариант 3 (мой любимый). Улучшать качество отечественного образования, чтобы местные кадры были конкурентоспособными на рынке труда.

Результат: нет результата. Наша система образования даже нормального полицейского не может подготовить, не то что конкурента иностранному инженеру.

Есть, конечно, варианты и посерьезнее, но все они упираются в личности тех, кто управляет и владеет отраслями экономики и страной в целом. Соответственно, обсуждать их бесмысленно.

А что же делать?

Ждать и работать. Ждать, когда молодежь подрастет и окрепнет. Работать каждый день, чтобы молодежь эту поддерживать, делиться с нею опытом и знаниями.

И будет для нас с вами Великое Счастье.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

11349
просмотров
 
 
Загрузка...