Японская битва за детский сад

16077
Автор: Нацуко Ока
PhD (Токио)

На что идут японские родители, чтобы устроить своего ребенка в детский сад

Мой сын начал ходить в ясли в подгузниках, тогда ему было всего 10 месяцев. Я до сих пор хорошо помню его плач за дверью в первые дни пребывания в детском саду. Так как мои родители и родители супруга живут далеко от нас, мне обязательно нужно было найти место в яслях, чтобы выйти на работу после декретного отпуска. Это серьезный вопрос для всех работающих мам в Токио, где каждый год идет настоящая борьба за место в яслях. Если во время не подготовишься к этой борьбе, нет гарантий, что сможешь отдать ребенка в более или менее надежные руки. Поэтому я предприняла первые действия, как только узнала, что мы ожидаем малыша.

Для начала я подала заявку на место в яслях для ребенка, который к тому времени еще не родился. Несмотря на то, что с каждым годом в Японии рождается все меньше детей, многие родители, особенно в больших городах, не могут отдать малыша в ясли. На фоне ухудшения общей экономической ситуации статус домохозяйки (когда-то традиционный для многих современных японских женщин) теперь стал роскошью. Кроме того, в стране увеличивается число семей с одним родителем. В итоге растет спрос на детское воспитание, но число мест в яслях практически не увеличивается. Дошло до того, что в 2013 в некоторых районах Токио возмущенные мамы организовывали митинги вокруг муниципалитета с требованием принять их детей в ясли.

Следует отметить, что в Японии существуют два типа учреждений для детей дошкольного возраста – хоикуэн и ёчиэн. Последний является образовательным учреждением для детей от 3 лет и старше и контролируется Министерством образования и науки. Занятия в ёчиэн заканчиваются в два-три часа дня. Здесь, как и в школе, есть летние и зимние каникулы, которые длятся несколько недель. Такие условия, естественно, не устраивают работающих мам.

Хоикуэны работают под эгидой Министерства народного благосостояния и труда, и туда принимают детей, которым с двух месяцев или с одного года (в зависимости от правил конкретного учреждения). Хоикуэны делятся на санкционированные и несанкционированные. Санкционированный хоикуэн может быть государственным или частным, но он должен соответствовать стандартам, установленным Законом о благосостоянии детей. Санкционированный хоикуэн имеет определенную площадь на каждого ребенка, собственный двор, а также достаточное количество квалифицированных воспитателей. Так как санкционированный хоикуэн получает финансовую поддержку центрального и местного правительства, плата за воспитание в нем дешевле, чем в несанкционированном. Естественно, большинство родителей предпочитают санкционированный вариант. Однако в Токио и в других больших городах некоторые родители не могут найти место даже в несанкционированном хоикуэне. Некоторым приходиться специально переезжать в район, где больше шансов на получение места в яслях.

Чтобы отдать ребенка в санкционированный хоикуэн, родители должны документально доказать, что они не могут смотреть днем за ребенком по уважительным причинам (например, оба родителя работают, или один из родителей не может работать из-за болезни). Здесь возникает замкнутый круг для тех, кто ищет работу: если женщина (или мужчина) с ребенком еще не смогла устроиться, ее ребенку не дадут место в хоикуэне. А если нельзя с кем-нибудь оставить ребенка, то и работать невозможно.

Моя семья имеет опыт общения с двумя типами хоикуэна. С 10 месяцев до 3 с небольшим лет наш сын ходил в несанкционированные ясли рядом с ближайшей от нашего дома станцией метро (кстати, в течение этого промежутка времени мы успели пожить полгода в Алматы, и в местном садике сын заговорил по-русски и даже выучил гимн Казахстана на казахском языке!). Потом открылась вакансия в санкционированном хоикуэне, рядом с нашим домом, и с тех пор он ходит туда. Самая большая разница между ними – в помещении. Несанкционированный хоикуэн находится на втором этаже небольшого здания для кафе, магазинов и офисов, и более 20 детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет играли, кушали и спали в одной большой комнате, разделенной перегородками. В хорошую погоду дети с воспитателями гуляли в парках (хорошо, что в нашем районе достаточно много парков, в том числе больших. Далеко не у всех есть такая возможность). Условия в санкционированном хоикуэне намного лучше: он находится на первом этаже многоэтажного жилого дома, обеспечен спортивным залом и площадкой с бассейном, и каждая возрастная группа занимает отдельную комнату.

По данным Министерства народного благосостояния и труда, на 1 апреля 2014 (в Японии фискальный год начинается 1 апреля) в стране было зарегистрировано более 21 тыс. «ожидающих детей» (таики джидо), которым отказали в приеме в санкционированный хоикуэн. Однако категория «ожидающие дети» не включает в себя всех малышей, чьи родители хотели, но не смогли получить место в санкционированном хоикуэне. Например, если ребенок ходит в несанкционированный хоикуэн, или мама вынуждена была продлить декретный отпуск, таких детей исключают из списка «ожидающих». Поэтому предполагается, что реальный спрос на санкционированный хоикуэн намного больше официальных данных.

В 2013 правительство Японии поставило цель ликвидировать число «ожидающих детей» в течение 5 лет. Но обеспечение всех дошкольных детей местами в яслях или детских садах является нелегкой задачей. Правительство так и не смогло выделить все средства, необходимые для реализации такой программы. Ожидается, что спрос на дошкольное воспитание сразу вырастет, если будет создано больше мест.

А пока идет жесткая борьба за каждое свободное место. Заявку в санкционированном хоикуэне принимает муниципалитет (с несанкционированным можно заключить контракт напрямую). Различные факторы, оправдывающие необходимость отдать ребенка в хоикуэн, оцениваются баллами, и на очередь первым ставят того, кто набрал самые высокие очки. Прежде всего, эти баллы зависят от количества рабочих дней и рабочего времени обоих родителей. Если ребенок уже ходит в несанкционированный хоикуэн, ему дают дополнительные очки. Если количество баллов у нескольких претендентов одинаковое, предпочтение отдается семьям с меньшим доходов. Конечно, родители придумывают всякие способы, чтобы набрать побольше очков. Например, если женщина до родов работала неполный день, то теперь она переходит на место с полным рабочим днем. Другая пораньше выходит из декретного отпуска и специально отдает ребенка в несанкционированный хоикуэн. Так как дополнительные очки даются семьям с одним родителем, есть даже пары, которые специально для этого оформляют развод.

Что касается быта в японских яслях и в детских садах, есть много правил, которые порой регулируют жизнь ребенка до мелочей. Могу рассказать о некоторых из них на примере нашего сыночка. Каждое утро я кладу пластмассовую кружку и маленькое полотенце в его детскую сумку, а также запасную одежду и пакетик (в нем отношу грязную одежду вечером) в другую сумку. В шкафу в садике положена полная смена одежды и белья, но чистую одежду надо брать с собой ежедневно. В пятницу забираю для стирки покрывало для футон (матрац) и два банных полотенца (одно используется как подушка, другое – как летнее одеяло). Зимой забираю также для стирки покрывало для одеяла вместо одного полотенца. Я кладу все эти постельные принадлежности в специальный мешок (его нужно шить строго таким, как требует садик) и приношу их в понедельник. В некоторых садиках нужно забирать не только покрывало, но и сам футон! У нас детей кормят 2 раза в день, но есть садики, которые требуют брать завтрак с собой из дома. Кстати, если ребенок еще ходит в подгузниках, использованные подгузники нельзя выбрасывать в нашем садике, их обязательно нужно отнести домой.

Кроме того, пока малышу еще нет 3 лет, каждый день нужно записывать в тетрадь, как ребенок проводил время дома: когда и чем его кормили, во сколько он лег спать и во сколько встал, когда он сходил в туалет и т.д. Утром тетрадь необходимо показать воспитателям. Это, естественно, требует у родителей дополнительного времени. В свою очередь, и воспитатели достаточно подробно пишут, чем ребенок занимался днем в садике. Кстати, такая информация очень полезна для родителей, так как ребенок такого возраста сам еще не может рассказать обо всем, что с ним было в группе.

Но, несмотря на все эти хлопоты, я считаю себя счастливой матерью. Ведь мне не нужно далеко ездить с маленьким ребенком в переполненном общественном транспорте, приносить и относить футон вместе со своей тяжелой сумкой или переживать за ребенка, оставив его в тесном несанкционированном хоикуэне, выходящем на большую улицу, по которой ездят с высокой скоростью машины.

Примечание. Выраженное мнение является исключительно личной позицией автора и не имеет отношения к Институту развивающихся экономик при ДЖЕТРО (Японская организация содействия развитию внешней торговли).

Статья подготовлена при содействии Досыма Сатпаева.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить