Ветер перемен в электропроводах

10408
Автор: Тимур Сейтмуратов
бизнесмен (США)

При переходе авто на электротягу для нефтяного бизнеса наступят несладкие времена

У китайцев есть проклятие: «Чтоб вам жить в эпоху перемен!» С китайцами, конечно, не поспоришь. Одна из древнейших цивилизаций как-никак. Но, наблюдая за происходящими изменениями в современном мире, все-таки тешу себя надеждами, что не все перемены должны быть обязательно к худшему.

Вот и полученный 1 октября счет на оплату налога на транспорт надежды мои только укрепил. С удовлетворением отметил, что сумма, подлежащая оплате казначейству штата за купленный в этом году электромобиль, в два раза меньше, чем сумма налога на бензиновый транспорт. Мелочь, но приятно. Особенно если учесть, что передвижение на электромобиле приносит от $2 тыс. до 2,5 тыс. дополнительной экономии в год.

Фото: Тимур Сейтмуратов
Заряжающие стенды на общественном паркинге.

Подсчитано лично: годовая стоимость зарядки электроавто, при пробеге 12 тыс. миль, не превысила $400. Заправка же бензинового автомобиля при аналогичном пробеге обходится за год в $2,4-3 тыс. Такая вот занимательная арифметика. Немаловажным фактором, стимулирующим любовь к «электричеству», является и тот факт, что на электромобиле ездить сегодня стало не только выгодно, но и модно. Ну, а федеральное правительство США совместно с властями штатов всемерно способствует развитию данного направления: налоговые льготы, строительство по всей стране сети общественных электрозаправок, активная «зеленая» реклама.

Заправка, работающая от солнечной батареи.

Знакомый вице-президент крупной нефтяной компании добродушно посмеивается над моими «наивными» вопросами о будущем энергетического рынка. Но даже он скрепя сердце вынужден признать, что при переходе автомобильного транспорта на электротягу (а почему нет? сто лет назад и гужевой транспорт считался безальтернативным) для классического нефтяного бизнеса наступят несладкие времена.

Сегодня в США ни много ни мало 43% нефтепродуктов используется в качестве топлива для автомобилей. Так что задуматься и вправду есть о чем. Тем более что на американском энергорынке в последние годы происходят действительно разительные перемены. В связи с этими переменами теряет былую весомость традиционный аргумент нефтяников, что для зарядки электродвигателей необходимо электричество (с чем сложно не согласиться), вырабатываемое электростанциями. А для работы электростанций, в свою очередь, необходимы все те же углеводороды. Так и было. Но...

Зарядка электромобиля в домашних условиях.

Успехи «сланцевой революции» (а добыча сланцевых газа и нефти - это, кстати, уже далеко не классический нефтегазовый бизнес) привели к снижению стоимости газа в США с $600 за 1 тыс/ кубометров до $105 (средний показатель за 2012-2014, котировки Henry Hub), что сделало природный газ самым популярным видом топлива для новых электростанций. Дешевизна энергоносителя привела к снижению рыночной стоимости электричества. К примеру, на Среднем Западе США оптовая цена на электроэнергию составляет сегодня $35-45 за мегаватт-час.

В результате, помимо всего прочего, все это привело к тому, что многие существующие в Америке АЭС больше не являются коммерчески рентабельными. За последние 18 месяцев объявлено о закрытии четырех АЭС. Две из них - Crystal River во Флориде и San Onfre в Калифорнии - уже закрыты.

Зарядка электромобиля на общественном паркинге.

Но всё это так, к слову. Основная плохая новость для моего знакомого нефтяника заключается в том, что во многих регионах США крупные солнечные и ветряные электростанции теперь и без госсубсидий могут конкурировать даже с газовыми. За последние годы издержки, связанные с их работой, значительно снизились - до $37 с $101 в 2009. В первой половине текущего года почти 50% новых генерирующих мощностей промышленного масштаба в США пришлись на долю солнечной и ветряной энергетики. Так сообщило Управление энергетической информации США.

Зарядка электромобиля в уличных условиях.

Разумеется, моему знакомому вице-президенту нефтяной компании еще рано впадать в депрессию и заливать ее крепким бурбоном. Да и 250 тыс. электромобилей, бегающих сегодня по американским дорогамЮ всего лишь капля в 253-миллионом автомобильном море США. Но, как говорится, чтобы вовремя поймать тренд надо держать нос по ветру. Особенно, если это ВЕТЕР ПЕРЕМЕН.

P.S. Информация к размышлению: Berkshire Hateway Уоррена Баффета инвестировал в альтернативную энергетику $15 млрд, а семья Рокфеллеров дала управляющим своих фондов приказ на выход из всех нефтяных активов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Куралай Нуркадилова: письмо Токаева, политические амбиции Смотреть на Youtube