«И то и другое я видел не раз…»

8147
Автор: Тулеген Аскаров
финансовый аналитик

Древняя китайская мудрость гласит, что нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен

Правда, сами китайцы весь прошлый век, не говоря уже о начале текущего, пребывают как раз в таком состоянии. В итоге Китай стал второй по размеру экономикой мира и уже скоро будет лидером. Так что порой перемены несут и позитив.

Для нас минувшие годы были также весьма бурными. Выйдя последним из состава СССР, Казахстан оказался в СНГ, куда отказались войти прибалтийские республики. Между тем, мы вполне могли стать членами другого образования – конфедеративного Союза суверенных государств. ССГ мог возникнуть раньше СНГ – в ноябре 1991 – и состоять из семи стран: помимо Казахстана, в него предварительно согласились войти Белоруссия, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Впрочем, из этой семерки реально в данном направлении продвинулись только Россия и Белоруссия, создавшие союзное государство в апреле 1997. К тому времени руководство Казахстана уже презентовало свой интеграционный проект, предложив в 1994 создать Евразийский союз. В него были приглашены Белоруссия, Россия, Киргизия и Таджикистан. Однако вернулись к этой идее лишь 15 лет спустя – с подачи российского президента. Довелось нам пожить и в составе ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества, созданного Россией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Позже Армения, Молдавия и Украина получили в нем статус наблюдателей, а затем присоединился и Узбекистан. Но до этого последний вместе с соседями по региону – Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном – создал организацию ЦАС (Центрально-Азиатское сотрудничество), к которой в 2004 примкнула Россия.

Через год на саммите ЦАС было принято решение объединиться с ЕврАзЭС… Можно вспомнить о том, что к тому моменту уже существовала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникшая на основе так называемой Шанхайской пятерки, основанной еще в 1996.

Как видно из этого краткого экскурса в интеграционную историю, попыток создания различных межгосударственных объединений было довольно много. Можно понять озабоченность экспертов, не раз предупреждавших, что чрезмерное увлечение руководства Казахстана и его партнеров амбициозными прожектами дискредитирует эти страны в глазах не только международного сообщества, но и в первую очередь своих народов. И хотя к моменту подписания договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) нас не раз убеждали в том, что теперь все серьезно, сомнения остались.

Ведь если обратиться к всезнающей Википедии, забив в поиск слова «экономический союз», то список окажется весьма кратким. Он включает Единый рынок Европейского союза, экономический и валютный союз ЕС и Монако, Единый рынок Карибского сообщества, Союзное государство России и Белоруссии, а также собственно ЕАЭС. Успешно состоявшимся из этого перечня можно было раньше считать ЕС, дошедший до создания еврозоны. Однако недавно довелось побывать на презентации книги известного казахстанского финансиста и ученого Берлина Иришева, давно живущего в Европе. Уже само название – «Кризис евро и глобальные риски» – не настраивает на оптимистичный лад, а в предисловии говорится о том, что затянувшийся финансовый кризис угрожает распадом ЕС и крахом еврозоны.

К тому же значение слова «союз» в разных толковых словарях русского языка в целом трактуется однозначно – это «тесное единение, связь классов, групп, обществ, отдельных лиц» или же «дружественное соглашение, объединение государств для каких-либо совместных действий». Как можно «дружественно единиться» с Россией, после того как она играючи оттяпала у Украины Крым, непонятно.

На презентации же упомянутой книги авторитетные эксперты говорили вполне ясно: экономическая интеграция без политической невозможна и требует уступки части суверенитета.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить