Был бизнес вашим, станет чужим

9542
Автор: Аркадий Ратнер
Эксперт по юридической безопасности бизнеса

Как работники забирают бизнес у владельцев

Мы привыкли слышать о том, что агрессором при рейдерском захвате выступают, как правило, конкуренты, чиновники, влиятельные бизнесмены, один или несколько совладельцев бизнеса, желающие захватить весь бизнес. Но нигде не упоминается о захватах бизнеса наемными сотрудниками. А ведь такое тоже бывает.

Конечно, захват бизнеса работниками – это не классический рейдерский захват, так как рейдерство предполагает недружественное поглощение предприятия против воли его собственников. В рассматриваемом же нами случае работники не просто захватывают предприятие, а, пользуясь халатностью предпринимателей, присваивают часть его имущества, технологии, товарные знаки, клиентскую базу и т.п. То есть то, из чего, в общем, и состоит сам бизнес. Судя по возросшему количеству предпринимателей, столкнувшихся с этой проблемой, такой способ захвата бизнеса набирает популярность, по крайней мере, в Алматы. Пока это происходит стихийно, спонтанно, изначально нецеленаправленно, но начало положено.

Пример из моей практики

К нам обратился владелец сети точек общественного питания, которые он открывает преимущественно в торговых центрах. Будучи жителем одного из регионов Казахстана, большую часть кафе он открыл в своем и близлежащих регионах, но в какой-то момент решил выйти на рынок южной столицы. Открыл кафе в престижном торговом центре Алматы и начал работать.

Первые полгода существования кафе он усердно раскручивал точку, контролировал работу. И посчитав, что сложный этап становления бизнеса в отдельно взятом торговом центре подошел к концу, нанял управляющего. После непродолжительной совместной работы с новым управляющим и выдачи нехитрых инструкций бизнесмен уехал восвояси, выдав наемному работнику доверенность (с широким кругом полномочий) на представление своих интересов.

Следующие полгода наш предприниматель лишь изредка интересовался положением дел в алматинском кафе, на все вопросы получая успокаивающий ответ от управляющего о том, что все в порядке, но надо выслать энную сумму на погашение части задолженности по аренде. Что предприниматель исправно и делал.

И вот, в один прекрасный день предприниматель получил уведомление от администрации торгового центра о закрытии его точки питания в связи с полугодовой задолженностью по аренде.

После непродолжительной паники он обратился в нашу юридическую компанию. Мы стали выяснять детали, а были они таковыми:

· Арендная плата не вносилась;

· отсутствовал учет финансовой работы кафе. Не было ни бухгалтерского, ни управленческого учета (учет не велся умышленно, чтобы нельзя было провести проверку финансовой дисциплины и учета товаров);

· более половины оборудования кафе было вывезено в неизвестном направлении;

· денежные средства, пересылаемые управляющему, предположительно были присвоены последним;

· заработная плата сотрудникам кафе не выплачивалась 3 месяца;

· управляющий зарегистрировал торговый знак кафе на свое имя;

В завершении своих «подвигов» управляющий, используя деньги, имущество и товарный знак предпринимателя (он даже снял вывеску с наименованием кафе), открыл кафе в другом месте. Благополучно продолжая работать, но только уже на себя.

При выяснении других подробностей было установлено, что у предпринимателя отсутствуют документы, подтверждающие покупку оборудования, а деньги управляющему он перечислял на личную банковскую карту (достаточно распространенная ситуация). Дело осложнялось еще и тем, что управляющий все свои действия производил, руководствуясь советами юриста (своего товарища и совладельца нового кафе), поэтому многие доказательства деятельности управляющего были уничтожены или «зачищены».

После долгих переговоров с представителями торгового центра, бывшими работниками, а также инициирования возбуждения уголовного и нескольких гражданских дел (с последующими проблемами с исполнением решений суда) нам все-таки удалось вернуть большую часть активов предпринимателя и реструктуризировать задолженность по арендным платежам с уменьшением долга на 60%.

Но всего этого можно было избежать.

Почему это происходит?

Многим нашим предпринимателям чужды такие понятия, как эффективное управление персоналом, стандартизация бизнес-процессов, система контроля действий работников, контроль и эффективность расходования ресурсов, создание системы финансового и управленческого учета. Даже если бизнесмен обладает знаниями и навыками этих дисциплин (или пониманием необходимости), то наличие великой лени все это внедрять и контролировать никак не способствует безопасности бизнеса.

Деньги тратить на специалистов жалко, да и специалистов в этой сфере не так много, а порядочных  среди них еще меньше. Думаю, именно так думают многие наши предприниматели. В чем-то они правы. Но контролировать надо! Не говоря уже о внедрении системы, обеспечивающей юридическую безопасность бизнеса. О печальном опыте владельца кафе я рассказал. Поверьте, не допустить таких разрушительных действий наемных работников гораздо проще и дешевле, чем в последующем бороться за возврат активов, что не всегда можно сделать в правовом поле.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить