Разговор с сыном

9875
Автор: Жомарт Ертаев

Где грань между правом личности на свободу и ответственностью за происходящее вокруг?

«Наша задача - сделать так, чтобы деньги служили человечеству, а не правили им».

Папа Римский Франциск

На днях прочитал любопытный, хотя и не новый тезис о том, что для развития блогосферы в Казахстане следует обязать блогеров писать исключительно на профессиональные темы. Чтобы социологи - о социологии, политологи - о политике, а банкиры - о банках. И никак иначе, дабы не вносить сумятицу в умы и настроения читателей и не плодить ложные или просто чересчур субъективные мысли.

Собственно, признав наличие определенной логики в рассуждениях автора, я почти забыл о них, пока не пригласил своего уже почти взрослого сына на обед в ресторан. И здесь я столкнулся с небольшой проблемой, так как мы подолгу не видимся с сыном в силу его учебы за границей, и наши редкие встречи предполагают, помимо еды, еще и разговоры обо всем на свете. Ведь если следовать тому, что каждый человек должен рассуждать и тем более говорить и писать только о том, в чем хорошо разбирается, то и со своим чадом мне должно беседовать исключительно на семейно-бытовые или профессиональные темы. Что практически нереально, так как в его возрасте неинтересно слушать про деривативы, опционы, кредиты-депозиты и все прочее, а мне, с учетом моего отцовского статуса, хочется прежде всего рассказать ему о собственном понимании добра и зла.

Признаюсь, что после того, как мы покончили с двумя порциями аппетитных и сочных стейков и нам на десерт принесли великолепный штрудель, я принялся рассуждать вслух о разном.  О том, что не стоит пытаться изменить мир под себя, а желательно его принять таким, какой он есть, не забывая, что всё имеет свою цену. О том, что я, в отличие от молодых и старых нигилистов и бутафорских оппозиционеров, не вижу ничего зазорного и предосудительного в том, чтобы внимательно слушать ежегодное послание президента и делать для себя те или иные пометки. О том, что наша семья 31 декабря традиционно и задолго до наступления Нового года переключает телевизор на «Хабар» - потому, что мы уважаем наш язык, наш народ, нашу страну и человека, который ее возглавляет. Однако это не мешает мне видеть, что, имея огромный потенциал, наша страна стагнирует, а по многим направлениям стремительно деградирует. Что растет пропасть между богатыми и бедными. Что качественная медицина и образование как один из стандартов повседневной жизни нашей страны практически исчезли. Мне больно признать, что многие псевдоэкономисты, псевдополитики и псевдоправозащитники зачастую выглядят на голову выше своих оппонентов, наделенных как властными полномочиями, так и пониманием ситуации, но, видимо, обделенных способностью верить и служить своему делу и в конечном счете - стране и людям.

Много еще о чем мы говорили с сыном. В частности, я взял с него обещание, что, закончив университет в Европе, он обязательно вернется в Казахстан и направит полученные знания на благо Родины. Еще я взял с него слово, что, будучи за границей, он, по примеру Уинстона Черчилля, и сам  не будет дурно говорить о своей стране и людях, которые ею управляют, и не позволит это делать другим в своем присутствии. Что делает еще более необходимым критический подход ко всему по возвращении домой. 

Выпив напоследок по чашке чая, мы расплатились по счету, встали, крепко обнялись и пошли по своим делам. Уходили мы с уверенностью в том, что добро всегда побеждает, что у нашей страны великое будущее и что рассуждать на темы, которые тебя напрямую не касаются, - это не есть плохо, это есть признак гражданского самосознания, на котором строится как сильное гражданское общество, так и сильное государство, ибо одно без другого не существует.

Дописывая эти строки, невольно задумался о набирающей силу среди молодежи модели индивидуализма, которую очень легко описать модной фразой «отвечай только за себя». Где грань между правом личности на свободу и ответственностью за происходящее вокруг человека? Не ведет ли это к гибели гражданского самосознания и, соответственно, разрушению основ государства? И не это ли главная угроза нашему общему будущему, хотя кто-то и живет иллюзиями, что будущее индивидуально и его можно купить за деньги на Канарах или южном берегу Франции?!

Деньги дают человеку ложную уверенность в том, что у него все будет хорошо независимо от судьбы окружающих, и порождают еще больший индивидуализм и доводят до болезненных форм эгоцентризма. Именно поэтому эпиграфом к своему эссе я выбрал актуальное высказывание Папы Римского Франциска на мировом экономическом форуме в Давосе в этом году.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить