Быть конкурентными в эпоху ИИ

18334
Автор: Дулатбек Икбаев
управляющий партнер McKinsey&Company в Центральной Азии

Согласно опросу McKinsey, девять из десяти руководителей высшего звена отметили, что их организации проводили цифровую трансформацию за последние два года

В современных условиях, когда бизнес-среда становится все более динамичной, каждая компания, стремясь выделиться на рынке и достичь успеха, сталкивается с необходимостью обеспечить себе преимущество перед конкурентами. Для достижения этого организации все чаще прибегают к использованию цифровых и ИИ-технологий. В последние два года процесс цифровой трансформации компаний резко ускорился, однако далеко не все достигли желаемых результатов. Почему одним компаниям цифровая трансформация обеспечила успех, а другие не заметили положительных результатов?

Что такое цифровые и ИИ-трансформации?

Цифровые и ИИ-трансформации – это непрерывный процесс развития организационных и технологических навыков, позволяющих компании постоянно совершенствовать клиентский опыт и снижать себестоимость, а также сохранять конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Своеобразным руководством по цифровым трансформациям может стать книга Rewired, написанная экспертами McKinsey по итогам практической работы. Это сборник более 200 реальных примеров цифровых преобразований и использования ИИ, а также того, как ведущие компании добиваются успеха!

Согласно опросу McKinsey, девять из десяти руководителей высшего звена отметили, что их организации проводили цифровую трансформацию за последние два года. При этом организации с более высокими показателями деятельности добились лучших результатов, чем их менее успешные коллеги по отрасли. Респонденты лидирующих компаний отметили, что в результате цифровой трансформации общий прирост выручки достиг в среднем 50% (против среднего показателя в 31%) при экономии затрат на уровне 40% от ожидаемых значений по сравнению с 25% у остальных респондентов.

Что же мешает компаниям достичь желаемых результатов?

В ходе исследований специалисты McKinsey выявили три основных фактора, препятствующих достижению поставленных целей при осуществлении цифровых трансформаций.

Первая – отсутствие согласованной стратегии и плана. По информации аналитиков, в 21% компаний использовалась неэффективная или неясная стратегия цифровой трансформации, тогда как у 14% отсутствовал единый курс или не обеспечивалась достаточная приверженность поставленным целям в рамках всей организации.

Вторая причина – отсутствие необходимых навыков и ресурсов. Согласно полученным данным, 15% компаний в процессе цифровой трансформации столкнулись с нехваткой ключевых компетенций, а 12% не смогли выделить требуемое количество ресурсов.

Последняя в списке, но не последняя по значимости причина – старый подход к работе. У 18% компаний корпоративная культура и рабочие практики не соответствовали поставленным целям цифровой трансформации. Вкупе все это свидетельствует о технологической незрелости организаций, не сумевших воспользоваться преимуществами цифровых технологий.

Технологическая зрелость

В каждой отрасли есть компании, которые существенно продвинулись в освоении цифровых технологий. Согласно индексам Digital Quotient и AI Quotient (отражают зрелость компаний в области цифровых технологий и ИИ применительно к ключевым навыкам и управленческим практикам, от которых зависит способность бизнеса создавать ценность), наиболее зрелые в данном отношении компании работают в технологическом секторе (41), а наименее зрелые – в госсекторе (25). За последние три года разница в зрелости между лидерами и отстающими увеличилась на 60%. Ведущие компании не просто знают, как использовать цифровые технологии и ИИ для создания ценности, но и делают это быстрее, благодаря чему все больше дистанцируются от других игроков.

Ценность ИИ и цифровых технологий

Обеспечит ли трансформация устойчивый рост эффективности? Согласно нашим данным, наращивание цифровых возможностей и возможностей ИИ приносит реальную пользу, и эта тенденция справедлива для каждого проанализированного сектора. Так, за пять лет совокупный доход акционеров (TSR) компаний – лидеров в области цифровых технологий в шесть раз превысил показатели отстающих. В числе тех, кто смог извлечь из трансформации максимум, – Freeport McMoRan, крупнейшая американская горнодобывающая компания. За счет развертывания ИИ на шахтах прирост выхода продукции превысил 10%, годовой прирост производства меди достиг 90 тыс. тонн, а прирост EBITDA составил $350 млн. Перевод ключевого бизнеса на цифровые рельсы позволил компании LEGO на 42% увеличить количество скачиваний приложения Lego Builder, на 17% повысить выручку за счет новых цифровых продуктов и многоканальной цифровой платформы, в 2,5 раза увеличить число внутренних инженерных ролей, которые ранее передавались на аутсорсинг.

Повышение шансов на успех

Казахстанским компаниям, нацеленным на проведение цифровых и ИИ-трансформаций, советую уделить внимание следующим шести элементам, которые существенно влияют на успешность программы трансформации.

  • Выработать единое согласованное понимание целей в рамках всей организации. Добиться этого можно путем разработки стратегической дорожной карты, основанной в первую очередь на той ценности, которую цифровая трансформация должна обеспечить бизнесу, с пониманием окупаемости каждого проекта. Это включает в себя обязательство инвестировать достаточные средства для поддержания процесса трансформации.
  • Обеспечить наличие необходимых навыков. Здесь следует сделать упор на кад­ровый резерв, который сможет внедрять цифровые технологии и решения. Необходимо привлекать новые цифровые таланты, которые зачастую стоят дороже, но это оправданная инвестиция.
  • Внедрить операционную модель agile для разработки продуктов, которая позволит различным кросс-функциональным командам автономно работать над продуктами и платформами (внутренними технологиями и возможностями передачи данных, связанных с продуктами).
  • Внедрить и масштабировать процесс управления изменениями. Речь прежде всего о планировании, выделении ресурсов и управлении изменениями в рамках всего процесса. Благодаря этому организации смогут внедрять новые цифровые продукты и продукты с ИИ и превращать их в активы, которые можно повторно использовать в различных сферах бизнеса и на разных рынках. Здесь основная задача топ-менеджмента – стать реальными лидерами изменений, ролевыми моделями, что зачастую значит меняться самим и постоянно коммуницировать со своими командами.
  • Создать технологическую среду, предоставляющую командам доступ к данным, приложениям и инструментам разработки программного обеспечения, необходимым для быстрого внедрения инноваций.
  • Разработать архитектуру данных, ориентированную на разработку повторно используемых информационных продуктов.

Другими словами, компании, не использующие потенциал цифровых технологий и возможностей ИИ, совсем скоро станут неконкурентоспособными. В нынешнее время использование данных – это необходимость для роста бизнеса и обеспечения его конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить