Нацплан и кредитный мотор

Хватит ли «оборотов» для запуска нового цикла?
Кирил Бачваров

В опубликованном проекте Национального плана развития РК до 2029 года (НПР) особое внимание уделено запуску нового инвестиционного цикла как ключевого фактора для обеспечения повышения темпов роста экономики и планируемого удвоения ВВП. Также особое внимание уделено стимулированию банковского кредитования юридических лиц.

Оценивая текущую ситуацию с банковским кредитованием юридических лиц, авторы НПР отмечают, что по показателю кредитов к ВВП (8%) показатели Казахстана ниже показателей таких стран, как Чили - в шесть раз, России - почти в пять, Узбекистана - в четыре. Для стимулирования кредитования предусмотрен достаточно широкий перечень мер. Вот каких.

  1. Обеспечение макрофинансовой стабильности – за счет удержания инфляции в пределах установленного коридора и регуляторной политики, направленной на повышение устойчивости финансового сектора.

  2. Повышение устойчивости корпоративного сектора за счет повышения качества отчетности, вывода несостоятельных участников (банкротства) и др.

  3. Смещение акцента с прямого финансирования от государственных институтов развития (ГИР) на финансирование через частные финансовые институты – путем фокусировки ГИРов на развитии нефинансовых форм поддержки субъектов бизнеса.

  4. Для развития долгосрочных источников фондирования банков необходимо развитие институционального спроса на долговые инструменты банков, в том числе за счет активов ЕНПФ. При этом отмечено, что у банков доля облигаций и внешних займов с фиксированными сроками снизилась с 53% в 2007 году до менее 6%, а основная часть обязательств представлена вкладами клиентов (78%) с возможностью досрочного изъятия.

  5. Пруденциальное стимулирование корпоративного кредитования.

  6. Фискальное регулирование кредитования - будет рассмотрено введение дифференцированных ставок корпоративного подоходного налога (КПН) по различным видам доходов банков – более низкие по кредитованию бизнеса, а иные, включая потребительское кредитование, по более высокой ставке.

  7. Будет повышена эффективность механизма залога в виде прав земле- и недропользования.

  8. Развитие механизмов синдицированного кредитования, а также софинансирования крупных проектов банков совместно с ГИР для микширования финансирования и разделения рисков.

  9. Дальнейшее развитие государственных сервисов по данным юридических лиц для возможности проведения скоринга с учетом детального анализа юридических лиц (через оценку расширенных финансовых показателей, выявления связей между компаниями и т.д.).

  10. Развитие альтернативных источников финансирования, включая зеленое финансирование, исламское финансирование, небанковское кредитование (МФО и лизинговые компании), инструменты альтернативного финансирования, механизмы вовлечения неработающих активов в экономику (например, «Механизм спящих активов», или Dormant assets scheme, в Великобритании).

Как видим, перечень мер достаточно большой и требует определенного осмысления. В то же время можно отметить два момента. Прежде всего, в части повышения доли долгосрочного фондирования, наряду с ориентацией на крупных инвесторов через облигации, логична поддержка привлечения небольших инвесторов. Речь идет о повышении привлекательности такого инструмента, как депозитные сертификаты. Параметров здесь много, начиная с надежности (за счет гарантий по ним со стороны Казахстанского фонда гарантирования депозитов), использования как средства для расчетов и т.д. Потенциал достаточно большой, учитывая, что порядка 80% обязательств банков - это депозиты.

Вместе с тем, помимо обозначенных направлений, важно учитывать и использовать и другие меры для обхода имеющихся ограничений, сдерживающих кредитование юридических лиц. Например, наряду с решениями по повышению доли стабильного фондирования, целесообразно развитие схем секьюритизации кредитов. Данный механизм позволяет банкам решать проблему с разрывами по срокам в пассивах и активах. Как следствие, банки и другие кредитные институты могут кредитовать, используя свое имеющееся короткое фондирование, для выдачи ссуд по долгосрочным проектам с последующей продажей другим инвесторам. Такие схемы используются во всем мире.

Стоит отметить, что в Казахстане имеется достаточно большой опыт секьюритизации кредитов. Причем как ориентированных на внутренних инвесторов (схема Казахстанской ипотечной компании, КИК), так и международных (сделки «БТА-Ипотеки»), потенциал которых безграничен. В начале 2000-х годов использование схем секьюритизации ипотечных ссуд стало мощным фактором развития ипотечного кредитования в Казахстане. Полагаю, что переосмысление данного опыта с адаптацией к текущим условиям позволит быстро и эффективно решить задачу по запуску нового инвестиционного цикла и в целом достижения обозначенных целей нацплана.

Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте