Цифровое бесправие казахстанцев

32679
Автор: Адмет Акхтер
основатель и CEO Akhter Studios

Как мотивировать глобальные сервисы учитывать интересы казахстанских пользователей

Когда в очередном приложении или сервисе вам откажут в использовании SIM-карты казахстанского оператора или вашей банковской карточки, не удивляйтесь — далеко не все производители цифровых продуктов знают о существовании девятой по размерам страны в мире.

Во всяком случае, именно такой опыт накопился у меня и окружающих меня людей за последние годы. Причем нет определенной закономерности в том, какой именно создатель приложения вдруг возьмет и проигнорирует нашу страну — это может быть глобальный сервис доставки или электронной коммерции, а может и простой инди-разработчик с узконаправленным видом услуг.

Можно, конечно, смириться с тем, что зачастую отсутствует локализация на казахский или русский языки, но крайне неприятно, когда в списке стран или валют вдруг не оказывается Казахстана или тенге, хотя при этом список доступных стран весьма широкий.

Проблемы с неполноценным предоставлением услуги

Я помню, два года назад был удивлен, когда не смог разыскать в справочнике авторитетного сервиса для интерактивной аналитики Tableau нашу валюту. Сервис позволяет строить аналитику валютами разных стран, в том числе узбекских сумах, можно, а с казахстанским тенге – нет.

«Мировой лидер среди систем BI» (взято с сайта Tableau) с технической точки зрения мог бы потратить всего один час или два, чтобы исправить эту проблему следующим обновлением. Я несколько раз писал им в службу поддержки и отмечал в комьюнити разработчиков, чтобы в справочник добавили нашу валюту, но с тех пор прошло два года и ничего не изменилось.

Сбой при регистрации приложения

Особенно досадно бывает, когда находишься вдали от дома, и очень надеешься на какой-нибудь важный сервис, а он вдруг отказывает вам в услуге. В прошлом году, будучи в Дубае, я многократно пытался зарегистрироваться в сервисе доставке Deliveroo, но система так и смогла прислать код регистрации на мой казахстанский номер. Спустя год проблема повторилась, только уже в Милане. Позже выяснилось, что коллега, работающий в Бишкеке, спокойно зарегистрировал приложение на SIM-ку кыргызстанского оператора.

Аналогичная проблема присутствует в аэропортах других стран, когда для получения доступа к WiFi нужно заполнить код из SMS, которая никогда не придет на казахстанский номер.

Но самый масштабный опыт игнорирования интересов казахстанских пользователей цифровыми производителями случился в самом начале этого года, когда значительное количество транснациональных корпораций объявило бойкот России в связи с известными февральскими событиями. В числе последних была и любимая многими казахстанцами корпорация Sony.

Отказ игрового сервиса в обслуживании

Японский медиагигант, подчиняясь санкционной политике, заблокировал аккаунты российских пользователей игровой приставки Playstation. Каково было удивление миллионов поклонников этого сервиса в странах СНГ, когда они лишились полноценного доступа к магазину игр одновременно со своими российскими коллегами!

То есть Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Грузия, Армения и другие бывшие советские республики, не имевшие в системе Sony выделенного региона, были причислены к российскому сегменту и могли расплачиваться только российскими карточками или кодами погашения. Дискомфорт был на протяжение всех предыдущих годов. Но он стал еще хуже, когда коды погашения (единственный способ покупать игры) резко подорожали, а курс рубля устремился вверх. При этом Украину как регион Sony сумели добавить достаточно оперативно.

Об этом странном происшествии я написал в LinkedIn еще 4 месяца назад, но чуда так и не случилось. На решение японской корпорации не подействовали ни многочисленные жалобы игроков, которые не имеют к России никакого отношения, ни даже обращение правительства РК, тщетно пытавшееся защитить интересы почти трех миллионов поклонников PlayStation в нашем регионе. И учитывая «закрытый характер» переговоров, мы даже не знаем, чем они завершились.

Как нужно действовать?

Как видите, ситуация с цифровыми правами казахстанцев вовсе не такая безобидная и эпизодическая, как кажется на первый взгляд. Она состоит из тесно сплетенных экономических, репутационных и даже культурологических аспектов, поэтому никакая индивидуальная борьба против нерадивых разработчиков здесь не поможет.

Не нужно ждать, когда Казахстан станет настолько известным в мире, что все производители игр и приложений наконец-то начнут по умолчанию локализовать под нас свои продукты. Этого не случится, если не будет единой организации, отстаивающей наши права на международном уровне.

Правительству пора задуматься о создании единой государственной стратегии борьбы за цифровые права нашего потребителя. Ну, а наши специалисты могут усилить компетенции уполномоченных органов, подсказать способы воздействия на крупных цифровых игроков, вольно или невольно игнорирующих Казахстан в рамках своего маркетинга.

Решение может выглядеть как некая открытая платформа (частная или государственная), где будут указаны все доступные для казахстанских пользователей сервисы (возможно даже с чек-листом по локализации), а также запросы по сервисам в уполномоченный орган с открытым статусом и историей действий. Разработчикам зарубежных приложений должны быть доступны инструкции по локализации, ресурсы и все, что может помочь им.

Много ли там будет работы? Недавно я провел небольшой опрос среди подписчиков своего Telegram-канала, в котором веду дискурс об экспорте цифровых продуктов. Вопрос к читателям был тот же, что и в заголовке: Как мотивировать глобальные сервисы учитывать интересы казахстанских пользователей? И вот какие ответы были получены, а ведь это только верхушка айсберга.

Проблемы с маркетплейсами

«На китайских маркетплейсах нет Казахстана, приходится искать разные пути для регистрации через Alipay/WeChat Pay, но если аккаунт сбросится, то SMS–сообщение не придёт, и надо снова искать пути восстановления аккаунта. Например, на сайтах 1688.com, Pinduoduo есть Кыргызстан, Узбекистан, Россия».

Проблемы с сервисами такси

«В Дубае в приложении Careem и Talabat не смогли авторизоваться. Приходилось для доставки и заказа такси просить прохожих с местными номерами помочь оформить заказ».

Проблемы с онлайн-обучением

«На платформе онлайн-обучения LinkedIn Learning не могу оплатить через карточку Kaspi».

Уверен, что это лишь небольшой список трудностей, с которыми сталкиваются казахстанские пользователи популярных цифровых сервисов. Становится ясно, что нужна централизованная система сбора жалоб, обработки и выработки мер воздействия на производителей приложений и сайтов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить