Партнёрская несовместимость

Автор: Александр Высоцкий
консультант по управлению бизнесом

Стоит ли расходиться с партнёром по бизнесу, если вы по-разному видите стратегию компании?

Мы с партнёром создали успешную производственную компанию. Но в какой-то момент поняли, что между нами возникло много разногласий. Я хотел строить международную компанию, а он — реализовывать свой творческий потенциал. Я принял решение уйти и открыть другой бизнес. Но мой опыт говорит, что разное видение стратегий редко бывает проблемой. Чаще всего основная сложность — в её отсутствии.

Разногласия между совладельцами

Разногласия всегда возникают постепенно — мелкие недовольства и недоговорённости нарастают как снежный ком. Они создают эмоциональное состояние, когда с партнёром не хочется общаться и делиться идеями. Главный маркер: когда в голове возникает идея «а зачем мне это надо?».

Но часто за этим снежным комом мы не видим настоящую причину. Как правило, спектр разногласий узкий: буквально один-два вопроса, в отношении которых мы не можем прийти к согласию. Проблемы кажутся нерешаемыми, потому что предприниматели не знают, как управлять партнёрскими отношениями.

Как определить причину

Чтобы разойтись с партнёром без скандалов, нужно определить настоящую причину. Если это действительно разное видение стратегии, то рекомендую сесть за стол переговоров. Нужно прояснить точку зрения каждого партнёра. Проявите настойчивость и даже назойливость.

Многие недоговорённости возникают, потому что одни и те же вещи партнёры называют разными именами. По моему опыту: редко разногласия в отношении стратегии становятся главной причиной разрыва отношений.

Чем опасно отсутствие стратегии

Восемь лет назад я создал программу мероприятий по разработке стратегии — мы проводили их дважды в год. Каждое мероприятие посещали десятки компаний. Мы подсчитали статистику: более 70% компаний после разработки стратегии успешно её реализовывали.

И я понял: плохо, если совладельцы по-разному видят будущее компании. Но, если стратегии вообще нет, это ещё хуже. Поэтому я предлагаю копать глубже: если есть две разные стратегии, и обе основаны на реальных ресурсах, компания победит. Какую бы из них вы не выбрали, реализация будет для компании прорывом.

Большинство компаний не имеют стратегии. Обратите внимание, что «улучшить рекламу и увеличить объем продаж» — это не стратегия в области маркетинга и продаж. Это долгосрочное тактическое планирование, которое должно быть в любой компании.

Разработка стратегии: опыт моей компании

Стратегические сессии у нас проходят один раз в год, во время ежегодного бизнес-форума для предпринимателей. В разработке участвуют только топ-менеджеры компании.

Поэтому до стратегической сессии свои планы должны разработать все рядовые сотрудники, передать их непосредственным руководителям. Таким образом, формируется стратегический план отдела, который согласовывается с руководителем департамента. После этого все планы передаются исполнительному директору, который едет (иногда вместе со своими заместителями) на стратегическую сессию.

Методы бизнес-планирования

Стратегия основывается на идеальной картине: том, чего мы хотим достичь в этом году для развития компании. Сначала я даю сотрудникам общую идею: например, хочу, чтобы мы за год выросли по доходу в два раза. Исходя из этого, каждый департамент формирует свои цели. Например, HR-службе необходимо нанять квалифицированных продавцов, департаменту маркетинга — увеличить эффективность кампаний, PR-отделу — увеличить количество публикаций. Также учитываем, насколько нам нужно увеличить бюджеты.

Стратегический план не должен быть большим по объему: буквально 50-70 задач на каждое подразделение компании. Затем, исходя из стратегии, прописывается тактика. Стратегия — планы и проекты, которые ещё не реализовывали, но которые помогут достичь большой количественной цели, поставленной мной как основателем. А тактика — подробный пошаговый план реализации проектов.

Итог

Чаще всего желание разойтись с партнёром возникает, если:

  • не согласованы цели и стратегия;
  • вы не управляете отношениями с партнёрами;
  • нет общения, планов и мозгоштурмов.

Разойтись с партнёром — одновременно и просто, и сложно. Вам нужно оценить и поделить все активы: ноу-хау, наработки, клиентов, команду. Способ, которым я лично пользовался, это выкуп доли — это можно сделать за счёт нового партнёра или инвестора. Но, прежде чем пускаться во все тяжкие, я бы поработал со стратегией.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
13640 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить