Приведёт ли война в Украине к восстановлению ВТО?

38566
Автор: Энн Крюгер
бывший главный экономист Всемирного банка

Вторжение России в Украину привело к глубокому осознанию глобальных проблем и вопросов взаимосвязанности

Наряду с геополитическими проблемами и вопросами обеспечения обороноспособности, вновь возросло внимание к состоянию международной торговли. Более года следуя деструктивной торговой политике, начатой Дональдом Трампом, администрация президента США Джо Байдена, по всей видимости, наконец признала важность прочных торговых отношений. В настоящее время США совместно с Европейским союзом проводят консультации по расширению сотрудничества в области торговли и технологий, и с другими странами - по таким вопросам, как сельское хозяйство.

Возможность положить конец политике Трампа появится в июне, на 12-й Министерской конференции Всемирной торговой организации, которая состоится в Женеве с участием министров торговли из 164 государств-членов и 25 стран-наблюдателей. Однако в ближайшее время встреча не состоится. Мировая экономика отчаянно нуждается в восстановлении ВТО, и ее роли, которую она выполняла до президентства Трампа.

Именно благодаря ВТО и Генеральному соглашению по тарифам и торговле, открытая многосторонняя торговая система оставалась успешной в течение 70 лет после окончания Второй мировой войны. Большая заслуга в создании этой организации и поддержке ее развития принадлежит США. Государства-члены согласились регулировать торговую политику на основе верховенства закона, что, в свою очередь, позволило участникам торговли с уверенностью принимать участие в международном обмене.

Основные принципы ВТО состоят из трех пунктов. Страны не должны допускать дискриминации по отношению к другим членам ВТО при проведении своей торговой политики. Власти стран должны относиться к иностранным гражданам и организациям, находящимся под их юрисдикцией, так же, как и к отечественным предприятиям. И наконец, все государства-члены должны следовать открытой торговой политике, за исключением особых обстоятельств.

ВТО приняла ряд важных дополнительных протоколов по таким вопросам, как торговля информационными технологиями, торговля сельскохозяйственной продукцией, стандартизация таможенных процедур и так далее. Кроме того, ВТО долгое время выступала в качестве форума по урегулированию торговых споров между странами. Если экспортер утверждает, что отношение в стране-импортере к нему нарушает правила ВТО, ВТО располагает процедурами для рассмотрения этого обвинения.

В действительности, механизм урегулирования споров считается одной из самых успешных функций ВТО. В случае подачи жалобы ВТО уведомляет торгового партнера страны-заявителя и устанавливает сроки для прямых переговоров. В случае отсутствия удовлетворительного урегулирования назначалась комиссия, которая рассматривала дело и предлагала свои решения по нему. Если выяснялось, что защищающаяся страна все-таки нарушила правила ВТО, то она либо должна скорректировать свои действия, либо обратиться в Апелляционный орган, состоящий из семи членов, единогласно назначенных государствами-членами ВТО на четырехлетний срок. Решение Апелляционного органа является обязательным для обеих сторон.

Однако после вступления в должность администрации Трампа в начале 2017 года все изменилось. В добавок к введению тарифов на сталь, алюминий и другие товары (во многих случаях по сомнительным соображениям национальной безопасности), требованию перезаключения Североамериканского соглашения о свободной торговле и других торговых соглашений, а также развязыванию торговой войны с Китаем, США отказались принимать новые назначения в Апелляционный орган. В результате, механизм урегулирования споров, являвшийся «жемчужиной» ВТО, остался без участников и прекратил свое существование. Вместо этого, группа из 25 государств-членов и руководство ВТО приняли решение о создании Многостороннего временного апелляционного арбитражного соглашения (MPIA), которое будет функционировать по принципу, очень похожему на прежний механизм урегулирования споров ВТО.

Если администрация Байдена серьезно настроена исправить ошибки своего предшественника, то в этом случае можно использовать Министерскую конференцию, запланированную на июнь, для присоединения к MPIA и проведения переговоров по новому заявлению об основополагающих принципах. После достижения договоренности это позволит полностью восстановить обязательный механизм урегулирования споров и установить более четкие критерии для определения исключений, связанных с национальной безопасностью, регулированием торговли в области здравоохранения и электронной коммерции, а также решением экологических проблем.

Несмотря на то, что основные принципы ВТО, вроде недискриминации, являются весьма целесообразными, вторжение России в Украину является очевидным исключением. Такие агрессивные действия приводят к необходимости введения санкций как для того, чтобы затруднить военные действия России, так и для того, чтобы обеспечить поставки для коалиции, поддерживающей Украину.

В апреле министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что США и их союзники не должны «позволять странам пользоваться своим положением на рынке ключевого сырья, технологий или продукции, чтобы иметь возможность подорвать нашу экономику или использовать нежелательные геополитические рычаги». Утверждая, что торговые соглашения США должны благоприятствовать «дружественной поддержке», она отметила, что США рассматривают возможность «создания сети многосторонних торговых соглашений для включения в них элементов современной экономики». Однако, учитывая, что также важно сохранить открытую торговую систему, этот новый принцип торговой политики следует тщательно сформулировать. Существует риск, что те, кто руководствуется исключительно протекционистскими мотивами, смогут получить выгоду в рамках «дружественной поддержки», отсюда вытекают вопросы о критериях этих «друзей». Что делать, если «дружественная» страна сменит правительство на правительство, враждебно настроенное по отношению к США? Что делать, если производители в дружественной стране используют импортные ресурсы из недружественной страны? Доктрина «дружественной поддержки» нуждается в уточнении, чтобы не препятствовать цепочкам поставок и другим торговым отношениям, которые могут оказаться очень выгодными для торговых партнеров.

Если удастся сделать так, чтобы «дружественная поддержка» соответствовала открытой многосторонней торговой системе и правилам ВТО (возможно, с четкими, минимальными ограничениями для торговли с недружественными странами), это позволит решить острый вопрос государственной политики. Однако пока детали нового принципа находятся в стадии доработки, необходимо серьезно заняться продвижением MPIA и возможным восстановлением механизма урегулирования споров.

Перевод: Далила Мадина 

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить