Грозит ли Казахстану перепроизводство программистов

Автор: Адмет Акхтер
основатель и CEO Akhter Studios

И какие специалисты спасут экспортную IT-отрасль Казахстана от стагнации

Убежденным приверженцем экспорта за рубеж я стал больше года назад, когда вместе с единомышленниками основал компанию, полностью ориентированную на разработку цифровых продуктов. Потолкавшись на тесном внутреннем рынке IT-заказов, я быстро пришел к выводу, что нам, казахстанским разработчикам, стоит выйти на рынки стран Евросоюза и США. В начале 2000-х многие команды из соседних стран прошли этот опыт, обеспечив себя таким объемом заказов, который просто немыслим на их местных рынках.

Речь идет в первую очередь об Украине и Беларуси. Именно развитый аутсорсинг позволил им обрести опыт и насмотренность в международных проектах, что повлекло за собой создание стартапов-единорогов.

Вернемся к Казахстану. Первый шаг на этом пути заключается в правильном, сбалансированном подборе кадров для масштабирования. Тут и появляются проблемы на рынке труда, с которыми столкнулись наши коллеги по цеху. 

Какие специалисты нужны для успешной работы?

Несмотря на чрезвычайно развитую модульность форматов IT-бизнеса, все разновидности компаний можно упрощенно разделить на три направления: сервисные, продуктовые и стартапы (причем все три могут быть в каком-то виде скомбинированы).

Сервисная модель обычно предполагает наличие в портфеле некоторого количества заказов, которые исполнитель обслуживает в интересах третьей стороны – назовем эту сторону заказчиком.

Продуктовая модель означает, что компания создает и развивает линейку цифровых продуктов на базе существующего бизнеса, либо предлагает свои готовые SaaS-решения рынку. Заказчики в этом случае представлены участниками, уже провалидированными на рынке.

Отличие стартапа от данных моделей в том, что он все еще ищет свой рынок и способ монетизации (речь именно о ранней стадии).

Я сосредоточусь на первых двух моделях, так как стартапы хоть и имеют схожие признаки, но заслуживают отдельного разговора.

В сервисных и продуктовых моделях бизнеса успешное развитие просто немыслимо без правильно настроенной работы с клиентами. Все начинается с лидогенерации – поиска клиентов извне или обработки входящих лидов. Цель лидогенератора – при помощи различных маркетинговых инструментов привлекать потенциальных клиентов и выводить их на встречи с менеджерами продаж. Специалистов по исходящему IT-лидгену в Казахстане можно даже не пытаться искать – их нет. Этим занимаются зачастую фаундеры, как и в нашем примере.

Далее включается менеджер продаж со знанием специфики продвигаемого бизнеса. Он собирает от клиента информацию о потребностях, передает в отдел presale (если таковой имеется), вместе с командой формирует предлагаемое решение и коммерческое предложение. Опять же, в основном этим занимаются фаундеры.

В случае успешной продажи и начала проекта нельзя забывать о клиенте – в процесс вовлекается account-менеджер, а в дальнейшем customer success. Для серьезных зарубежных заказчиков это вполне ожидаемо. В реалиях нашего бизнеса – труднодостижимо без тех же фаундеров.

Причина отсутствия таких специалистов на местном рынке заключается в том, что на начальных этапах его развития в качестве основного заказчика выступали государство, а также клиенты квазигосударственных компаний, банков и телеком-корпораций.

Какого-то особо высокого уровня сервиса, включая использование английского языка, там, конечно, не ожидают. В то же время соседние страны стали ориентироваться на экспорт и в эволюционным путем обзавелись соответствующими кадрами.

Производственный цикл

Предприниматели с отсутствием опыта в IT обычно слабо разбираются в рабочих процессах отрасли и в первую очередь стремятся нанять на работу программистов. Но я бы рекомендовал, перед тем, как начать наем, попытаться сформулировать для себя цели и задачи всех бизнес-процессов в компании, а также роль каждой бизнес-единицы в производстве продукта или сервиса.

Одно дело, когда продаются часы специалистов и они предоставлены клиентам как есть (сервисная модель аутстаффинга), а другое дело, когда передаются проекты под ключ – именно в этом направлении наивысшая маржинальность.

Следуя логике проектов под ключ, управленцы разного уровня должны стать не менее важными людьми в вашей компании, чем кодеры. В частности, в разработке продакт- и проджект-менеджеры занимают важнейшее звено в контроле и в ответах на вопросы «что, как и когда». Особенно ценятся специалисты с хорошим знанием английского, так как им чаще приходится коммуницировать с клиентами и их представителями.

На разных этапах проекта вовлекаются архитекторы ПО, бизнес и системные аналитики (проработка требований и ТЗ), DevOps-инженеры (инфраструктура и развертывание ПО), специалисты по кибербезопасности, UX/UI-дизайнеры (работа над интерфейсом и пользовательским опытом), QA-инженеры (специалисты по тестированию ПО).

И все это мало связано с непосредственным программированием. Фактически, что для обеспечения работы 10 программистов может потребоваться еще до 10 специалистов, не вовлеченных в работу с кодом.

И это я упомянул лишь самые популярные направления, а ведь существуют довольно нишевые специалисты, стоимость которых выше и найти их гораздо сложнее.

В случае же аутстаффинга все гораздо проще – как правило, большую часть сопровождающих функций забирает на себя заказчик. Но и мотивировать специалистов работать в вашей компании будет сложнее, ведь, получив опыт, они смогут без проблем устроиться на удаленную работу в другую компанию с куда большей зарплатой. А причина проста – они больше интегрированы в бизнес клиента, чем в собственную организацию.

Модель аутстаффинга хорошо работает в крупных компаниях с развитой культурой по примеру EPAM или Andersen, либо в региональных городах, откуда не все стремятся уезжать, но при этом желают получать высокую зарплату и посещать комфортный офис.

Стоит также помнить, что разработкой ПО бизнесы в IT не ограничиваются. Есть компании, которые профильно занимаются аналитикой, дизайном, тестированием, техподдержкой и даже созданием текстов для интерфейсов. Количество востребованных профессий увеличивается в разы.

Проблемы цифровой перезагрузки

Я всегда позитивно воспринимаю усилия правительства в таком непростом деле, как рост конкурентоспособности нашей IT-отрасли. Считаю также важной «цифровую перезагрузку», о которой говорил глава государства. Но меня смущает попытка ответственных за выработку программ обучения молодежи чиновников непременно достичь каких-то внушительных численных результатов. Обязательство выдать на рынок десятки тысяч программистов редко сопровождается информацией о том, какие именно кадры нужны Казахстану. Очень не хотелось бы, чтобы благое в целом начинание по бесплатному обучению населения вылилось в банальное перепроизводство программистов, при полном или частичном отсутствии таких важных специальностей, которые были упомянуты в статье. Иначе программисты будут не востребованы на местном рынке и «утекут» за рубеж, а местные IT-бизнесы так и будут стагнировать.

Безусловно, на первых порах становления команды ключевую роль в любом процессе занимают фаундеры и кофаундеры, которые берут на себя множество описанных выше функций и исполняют их.

Но такая модель слабо масштабируется. Да и найм людей с релевантным опытом на удаленку кажется долгосрочно неэффективным решением, равно как и релокация в Казахстан.

На текущий момент наилучшим способом я считаю наращивание внутренней экспертизы и формирование внутренних же кадров, чем, собственно, и занимаются немногочисленные игроки.

Однако, это не снимает ощущения того, что наверху пока нет сильной заинтересованности в комплексном подходе к проблемам отечественного IT-бизнеса. В школах и вузах молодым людям много рассказывают о преимуществах такой профессии, как программирование, но мало кто знает о существовании десятков других айтишных профессий с куда более низким порогом вхождения.

Для их популяризации требуется повсеместная и системная работа на уровне рынка и государства. Включая и открытие новых школ, которые будут обучать непрограммистов для IT.  И тогда, возможно, через 3-4 года появятся ростки сбалансированного и разнообразного рынка местных специалистов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
22801 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить