Казахстанская система образования: 10 причин, почему нужно бить тревогу

94914
Автор: Алия Бижанова
докторант Michigan State University, консультант ОЭСР

Легче поставить компьютеры в школы или ввести электронные дневники, чем заниматься педагогами, их подготовкой и выстраиванием диалога с родителями и учителями

2019 год стал показательным для казахстанской системы образования. В этом году вышли результаты таких международных сопоставительных исследований, как PISA, TALIS, ICILS и PIAAC. Казахстан показал низкие результаты по многим параметрам. Что дают нам данные результаты?

Во-первых, объективную оценку нашей системы образования и наличия (или отсутствия) навыков у нашего населения различного возраста. Это так называемый reality check, через который можно увидеть нашу систему образования и подготовки кадров в сравнении с другими странами.

Во-вторых, доказательную базу данных по Казахстану, на основе которых можно видеть картину в разрезе сельской/городской местности, языка обучения и других характеристик. Хотелось бы подчеркнуть, что выборка лиц, принявших участие в тестах, является репрезентативной: на основе данных результатов можно делать объективные выводы об общей картине по стране. Методология данных исследований разработана лучшими экcпертами в мире, применяется в более чем 30 развитых странах, а результаты исследований валидны (верны).

ФОТО: Depositphotos.com/monkeybusiness

В-третьих, дают возможность скорректировать стратегию развития образования и подготовки кадров в стране, увидеть сильные и слабые стороны и определить приоритетные направления, на которые нужно делать упор для дальнейшего совершенствования.

Так вот, по результатам этих исследований можно привести по крайней мере 10 причин, почему нужно бить тревогу касательно нашей системы образования. Хочу подчеркнуть, что целью данного поста не является критика политики Министерства образования или науки – за образование наших детей ответственны не только чиновники МОН.

Причина №1. Одна из самых главных – учителя и школьная администрация. Попытки улучшить ситуацию посредством закона о статусе учителя не решают главных проблем – их подготовки, качественного повышения квалификации, мотивации, престижа профессии и отборе в профессию лучших еще на стадии поступления. А как показывает международный опыт, главный фактор успешности ученика – это учитель.

Причина 2. Педагогические вузы и колледжи. Жизнь данных учебных заведений оторвана от реального мира. Когда я попадаю туда, кажется, что жизнь остановилась там лет 30 назад. Старая советская база и подходы, такие же педагоги, которые уже минимум лет 10 находятся на пенсии и зачастую не знают, как готовить учителей 21 века.

Причина 3. Отсутствие связи и реального диалога государственных органов со школьной администрацией и учителями, а главное – со школьниками и их родителями – главными получателями образовательных услуг. Отовсюду я получаю комментарии учителей и родителей по поводу происходящих реформ, но, к сожалению, их голоса не всегда бывают услышаны.

Причина 4. Решение малых проблем за счет нерешения системных вопросов, а также решение вопросов формально, «для галочки» и отчетности. Легче поставить компьютеры в школы или ввести электронные дневники, чем заниматься педагогами, их подготовкой и выстраиванием диалога с родителями и учителями. Да, это сложно. Но есть ли в мире страны, где существует отличная система образования и где бы не занимались учителями? Разговаривая с чиновниками Финляндии, Сингапура или Эстонии (где наблюдаются одни их самых высоких баллов по PISA) я постоянно слышу, что главным в системе образования является учитель.

Причина 5. Растущий разрыв между сильными и отстающими школами. Создание элитарной системы НИШ привело к тому, что разрыв с общей системой образования еще больше увеличился. Что такое 17 НИШ (в которых обучается менее 1% учащихся) по сравнению с 7000 средних школ? Результаты PISA показывают растущий разрыв между казахо- и русскоговорящими школами (разница эквивалентна 1,5 годам обучения) и социо-экономическим статусом учеников («богатые» и «бедные» - разница эквивалентна 1 году обучения). Аргумент того, что наши ребята с НИШ показывают высокие результаты – для меня не довод, если мы говорим о всей системе, которая должна предоставлять равные возможности независимо от того, родился ли ребенок в городе или селе и на каком языке говорит его семья.

Причина 6. Неравномерное распределение финансовых средств. Бюджет НИШ и Назарбаев Университета «съедает» большую часть бюджета, выделяемого на образование. Многие политики делают акцент на том, что бюджет и так ограничен, на образование выделяется уже большое количество средств. Тут дело не только в количестве, а в том, насколько эффективно и «справедливо» распределяются средства для всего населения. Все развитые страны стремятся обеспечить равный доступ к социальным благам.  

Причина 7. Гонка за рейтингами. Плохие результаты казахстанских школьников в PISA 2009 и 2012 годов привели к принятию Плана действий по развитию функциональной грамотности, а в государственную программу были внесены индикаторы по повышению результатов PISA. Повысились ли данные результаты? Очевидно, нет (см.П.№4). Может, стоит прекратить гонку за рейтингами и усилить решение комплексных вопросов?

Причина 8. Отсутствие системы автономии и подотчетности школ. Согласно международному опыту, большая автономия школ позволяет включать мнения школы, учителей и родителей в процесс улучшения качества образования. В нашей стране автономия школ ограничена (см. П. №3). Существует практика - многие решения принимаются «центром» и эти решения просто «спускаются» вниз для реализации.

Причина 9. Чрезмерная нагрузка школ и учителей ненужной отчетностью. В пример можно привести программу Elearning, где вместо бумажных форм, учителей заставляли заполнять еще и онлайн, не убирая бумажную волокиту и удваивая их нагрузку.

Причина 10. Большая текучесть или «девальвация» кадров. В связи с низкой зарплатой, с большим объемом бюрократии и кипой «бумажковтирательства» (см. П. №4 и 7), профессионалы своего дела, реальные педагоги «от бога», знающие тему изнутри, болеющие за образование наших детей, не участвуют в политико-управленческом диалоге. Большая текучесть кадров убивает многие попытки реальных изменений к лучшему, а непрофессионализм пришедших, которых, возможно, через год и не будет на этом рабочем месте, усугубляет ситуацию с реализацией реформ.

Глава Сбербанка Герман Греф сказал: «Самый главный министр в правительстве — это министр образования, который закладывает основы культурного кода», отметив, что «западную и российскую системы образования разделяет пропасть». Каким словом можно охарактеризовать разницу западного и казахстанского образования, принимая во внимание, что российские результаты в тех же PISA и PIAAC выше наших (479 баллов по сравнению с нашими 387)?..

Конечно, система образования очень комплексна сама по себе. Нет ни одного человека, кого бы не волновало то, что происходит в ней сегодня. У нас всех есть дети, внуки, родители, родственники и друзья, которые каким-то образом касаются образования. Поэтому это наша общая задача - продуктивно участвовать в процессе ее улучшения. Продуктивно – это не сидеть на кухне и критиковать, «какой ужас происходит с нашими школами и зачем ввели СОЧи и СОРы» – а проявлять свою гражданскую активность, освещать проблемы, предлагать решения, максимально коллективно и цивилизованно выстраивать диалог и нести ответственность за самообразование дома. Без нас и нашего конструктивного участия МОН и школы не справятся. Как говорит мой коллега: «Не хотелось бы быть на месте наших чиновников, трудно принимать решения и нести ответственность за 18 миллионов человек; в любом случае «спасибо» никто не скажет и добрым словом не вспомнит».

В конечном счете, у всех нас - у получателей услуг, школ и правительства существует одна общая цель – чтобы каждый гражданин получил качественное образование и те навыки, которые ему нужны в меняющемся мире 21 века, так как основой любого цивилизованного и экономически устойчивого общества является человеческий капитал.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить