Казахстанские школьники отстают от сверстников по ОЭСР на два года

32119
Автор: Алия Бижанова
докторант Michigan State University, консультант ОЭСР

Если учитель или директор алматинской школы пишет безграмотно, с ошибками – о какой письменной и читательской грамотности молодежи и обычного взрослого населения мы можем говорить?

Есть ли связь между результатами PISA, чтением дома и библиотекой?

Казахстан в 2018 по результатам международного сравнительного исследования функциональной грамотности PISA, проводимого ОЭСР, опустился на 69 место из 77. Наша страна участвует в данном исследовании с 2009. По сравнению с 2009 казахстанские результаты по чтению наших 15-летних школьников снизились с 390 до 387 баллов. Средний балл по странам ОЭСР – 500, разница эквивалентна более 2 годам обучения.

Что касается читательской грамотности, Казахстан стоит девятым с конца в списке 77 стран. О чем это говорит? О том, что активное чтение по стране снижается. Да, система образования имеет к этому отношение. Я часто беседую с учителями и директорами школ, а также провожу анкетирование. Когда я читаю заполненные анкеты наших учителей, я пребываю в шоке: если учитель или директор алматинской школы пишет безграмотно, с ошибками – о какой письменной и читательской грамотности молодежи и обычного взрослого населения мы можем говорить?

Но дело не только в системе образования. Результаты исследований ОЭСР показывают, что существует прямая связь между снижающимся количеством книг в семье и грамотностью школьников. Чтение уходит из культуры не только школ, но и более широкого окружения, из семей и привычек родителей. Культура чтения зарождается не в школе, а когда мама или папа читают книги малышу в год или раньше. Сколько минут в день проводит обычная казахстанская семья, читая? Вокруг я вижу родителей с сотовыми телефонами, а дома включен телевизор, мультфильмы и игры. Я не говорю о чтении постов в социальных сетях или коротких блогов, я говорю о чтении классической литературы, да хотя бы научно-популярной литературы, фантастики или детских сказок. В Англии для повышения культуры чтения в семье 9-месячному малышу и его родителям выдаются книги при посещении поликлиники.

Результаты исследования ЮНЕСКО показывают, что существует прямая связь между библиотеками и читательской грамотностью населения. Посмотрите, в каком плачевном состоянии находятся наши государственные библиотеки. Я часто работаю «из дома», сидя в районной библиотеке (там совмещены детская и взрослая), бываю там иногда целый день. По моим наблюдениям, знаете, сколько человек в день заходят в библиотеку, чтобы взять или сдать книгу или просто прийти почитать? Один, максимум два человека в день. Те, кто бывает за рубежом и посещает библиотеки, может сравнить. В нашу библиотеку не за чем идти. Там пребывает советская атмосфера, книжный фонд старый, с 1980-х там ничего не изменилось.

В сингапурской  библиотеке.
ФОТО: архив автора
В сингапурской библиотеке.

Библиотеки в развитых странах являются центром развития района (community centers), где происходят интересные мероприятия для взрослых и детей, присутствует интересная атмосфера, в которой интересно исследовать книги и журналы, есть суперская электронная библиотека, проводятся бесплатные мероприятия, игры, там светло, много открытого пространства. А у нас? Темные комнаты, в которых скучно расставлены стеллажи с пыльными книгами. Я понимаю, что, возможно, многое упирается в финансы, наши библиотеки выживают. Но, может, вместо того чтобы тратить огромные деньги на выставки или новые бордюры, которые ежегодно меняют в том же Алматы, есть смысл финансировать в местные библиотеки, провести их трансформацию и качественно подойти к делу, чтобы обычному населению, в том числе детям, там стало интересно?..

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить