Искусство резать по живому, или «Ай Пи Оу» по-саудовски

86413
Автор: Алмас Чукин
экономист

Саудовская Aramco может теоретически снабжать весь мир больше 7 лет в одиночку, или более 40 лет держать сегодняшний уровень добычи в 10-12 млн баррелей в день

Начался процесс IPO, или первой продажи акций, нефтяной компании Королевства Саудовской Аравии – Saudi Aramco. По многим причинам это удивительная «реформа», и её значение для всего мира, и особенно для стран, живущих экспортом нефти, трудно переоценить. С ожидаемой стоимостью под $1,7 трлн она станет крупнейшей акционерной компанией мира. С долей рынка нефти размером около 10% она становится главным игроком этого рынка.

Это так, но гораздо важнее посмотреть на конфликты интересов и их отражения в умах, которые вызывает «Ай Пи Оу». Как говаривали мудрые римляне, cui bono? Кому это выгодно, кто выиграет? Давайте взглянем на некоторые острые углы и разные стороны этой биржевой истории.

ФОТО: Depositphotos.com/Creativemarc

Вызов №1

Продать акции национального «достояния» - непростое решение. Ведь тут надо отвергнуть понятие, вбитое в нас с рождения. Королю Людовику Великому приписывают фразу «Государство - это я». Потребовались революции, чтобы отучить людей от мысли, что государство - это не человек во главе государства.

После королей следующий уровень понимания – нацкомпания или госкорпорация. Выступая в дискуссии в конгрессе США, CEO JM Вильсон выковал знаменитое определение: «Что хорошо для страны – хорошо для «Дженерал Моторс», и что хорошо для «Джи Эм» – хорошо для страны». Поставьте вместо «США» «Казахстан» и вместо «Джи Эм» «КМГ», и получается вроде по-нашему.

Ресурсные компании всегда в центре общественного внимания. Есть твёрдое убеждение в любом обществе, что они принадлежат всем и пользу должны получать все. Если это не так, то это надо поправить. Исторически Aramco была создана в 30-е годы американской Standard Oil (Exxon) и потом национализирована.  Панамский канал был построен американцами и позже национализирован Панамой. Суэцкий канал был построен Британией и Францией и позже национализирован Египтом. Даже Норвегия имеет госкомпанию для управления нефтедобычей.

Если это так, то зачем и как продавать «фамильное серебро»? Какая польза от допуска чужого капитала к прибыли и управлению народным богатством? Ответ на этот вызов не так просто дать.

Вызов №2

Публике объявляется, что публичная Aramco будет: 1) лучше управляться, потому что будет подотчётна рынку, опыт лучших частных менеджеров и т.п.; 2) принесёт стране много денег от продажи пакета акций и в будущем сможет привлекать капитал с рынка, а не изнутри или от государства.

Всё вроде правильно, особенно про капитал (капитал в отличие от просто денег - это деньги на инвестиции. Вот у нас сейчас в стране денег много, а капитала нет). Но дьявол, как известно, в деталях.

Давайте про детали. Продаётся сейчас на самом деле всего 1,5% акций. 17 ноября началась подписка на акции, физлицам зарезервировано 0,5%, и книга заявок для них закрывается 24 ноября. Юрлица могут записываться и вносить деньги до 4 декабря. 5 декабря объявят итоги, и все узнают, кому и сколько досталось. Таким образом, у короля, точнее кронпринца, остаётся контроль над 98,5% акций. Как могут 1,5% голосов с рынка повлиять на принятие решений в компании?

1,5% или даже одна акция - это очень много. Меняется вся процедура решений, вся логика – теперь нельзя больше по очень важному поводу позвонить и принять решение. Есть бюджеты, есть надзорные органы и есть акционеры, которые в конце концов могут любой документ получить и почитать.

И тут кроются многообразные возможности для конфликтов. Это не просто два типа управления. Это две философии управления.

  • Одна, старая, состоит в том, что есть достояние нации, есть достойные люди, которые управляют этим достоянием, и есть ещё более достойные люди, которые могут позвонить достойным людям в компании и поручить им сделать ещё что-то полезное для страны - или прямо от компании, или как-нибудь «непрямо».
  • Другая философия, рыночная: есть компания, которая добывает ресурс и продаёт его на рынке. Она должна добывать и продавать с наименьшими затратами, платить налоги и отдавать прибыль в виде дивидендов акционерам. И при этом никто из акционеров, даже те, у которых 90% акций, не могут давать поручения менеджменту компаний напрямую, они могут высказывать свои идеи открыто на встречах акционеров на собраниях, советах и прочих местах, или транспарентно в открытой для всех переписке.

И, представляете, как сложно будет общаться принцу или принцам нефтяного королевства с принцами, шейхами или мистерами, работающими на корпоративных должностях в АО «Арамко» в новой среде? В общем, и этот вызов - только начало большого пути.

Ну а что с этого нам?

Вышел долгожданный проспект первичной продажи акций Aramco и в нём немало удивительного, стоит почитать.

№1. Удивила прежде всего смелость и последовательность кронпринца, известного как MBS. Он в тени тяжело больного отца-короля фактически правит страной и проводит последовательные реформы, которые казались до недавнего времени немыслимыми. Идея диверсификации путём продажи части нефтяных активов смелая и рискованная. Ведь что он хочет сделать? Берутся десятки миллиардов долларов от продажи нефтяных акций, и на них осуществляются инвестиции в ненефтяные компании как внутри Аравии, так и вовне – своеобразное перераспределение инвестированного капитала.

№2. Многие десятилетия любимая интрига людей, занятых нефтью, состояла в том, чтобы пытаться угадать запасы нефти Аравии. Они были строго засекречены, но рынок полнился слухами об утечках информации от разных западных компаний, которых привлекали для геологоразведки. Теперь мы знаем, что у них на сегодня 260 млрд баррелей нефти и газа, из которых 90% - это нефть. Это в целом в 10 раз больше, чем у Exxon, а если только по нефти, то и в 25 раз. Мир покупает в год около 36 млрд баррелей нефти. Таким образом, Саудовская Aramco может теоретически снабжать весь мир больше 7 лет в одиночку, или более 40 лет держать сегодняшний уровень добычи в 10-12 млн баррелей в день.

№3. Что будет с нефтью? На основе мнений десятков их компаний-консультантов и советников они выдали график до 2030 года с небольшим ростом. Несмотря на рост энергоэффективности и электрификацию транспорта, Азия, это Индия и Китай в первую очередь, обеспечит рост потребления нефти в мире.

№4. А что потом? После пика эпохи нефти? А это самое интересное! Во-первых, потом те, у кого издержки выше, будут проигрывать. А выигрывать будет Aramco, у которой на действующих месторождениях затраты на баррель около $8. На будущих ожидается около $14-16. А из схемы про весь мир видно, что у Казахстана на суше затраты на будущие проекты около $45, а на шельфе - все $50. Так что, как ни странно, чем хуже будет рынок нефти лет через 10-15, тем увереннее будет себя чувствовать Aramco, и тем сложнее будет дорогостоящим производителям типа нас и России.

№5. Ну и на закуску про экономику этой компании. Незаметно за последние 10 лет она стала ещё и гигантом нефтехимии, в дополнение к тому, что она уже гигант по НПЗ. От 10 до 15% мирового объёма по разным продуктам уже принадлежит им.

Урок для нас простой: прекратить всякие попытки дальше развивать нефтехимию. Мы обречены в этой области на экономический провал из-за нашего географического положения и их преимуществ.

P.S. Кому интересно, можно скачать документ по ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить