Доступная страна

30583
Автор: Тимур Сейтмуратов
бизнесмен (США)

Современная, наманикюренная столица Казахстана, отражающаяся в окнах небоскрёбов лакшери-класса, объективно выталкивает малоимущих на окраины, предлагая ютиться в халупах без центрального отопления и иных удобств

Трагедия в Астане, приводящая в смятение любого, ставит два вечных вопроса: «кто виноват?» и «что делать?»

Отвечая на первый вопрос, кто-то предлагает во всем винить родителей погибших детей. Своеобразная, конечно, точка зрения. Комментировать её не хочется. Пустая трата времени и эмоций. Тем более что любое обвинение не вскрывает сути проблемы.

Убеждён, что базовой причиной произошедшего является тотальная недоступность для такого рода семей цивилизованного благоустроенного жилья. Современная, наманикюренная столица Казахстана, отражающаяся в окнах небоскрёбов лакшери-класса, объективно выталкивает малоимущих на окраины, предлагая ютиться в халупах без центрального отопления и иных удобств.

Государство при этом именует себя социально ориентированным, декларирует защиту граждан, сочиняет программы для рывка в светлое будущее. Но что происходит на самом деле? В несколько упрощённой и гротескной форме уместным будет нарисовать следующую картину: государство для финансирования социальных программ утверждает бюджет; для финансирования этого бюджета государству нужно собрать со всей страны налоги; для сбора этих налогов создаётся ведомство, строится для ведомства красивое здание, нанимается множество чиновников, устанавливается им зарплата, покупается автопарк, оргтехника, мебель, обеспечивается связь, и т.д. и и т.п. Словом, для сбора налогов во имя социальных программ для населения государство активно тратит налоги этого населения.

Дальше - больше. Для административного распределения по стране социальной помощи, государство снова выходит на тот же круг. Создаёт ведомство, строит красивое здание, нанимает уйму чиновников... и т.д. А что в итоге имеет население, ради которого, в общем-то, всё и затевалось? Многолетние очереди за социальным жильём, 16 тысяч тенге пособия, красивые слова миловидной мадам из красивого государственного здания. Прямо скажем, ситуация не ахти. А если ещё и коррупционные истории вспомнить, так вообще...

Здесь и возникает второй извечный вопрос: что делать? В мире придуманы рецепты разные. Суть в них одна - здоровые и богатые должны помогать бедным и больным. А вот методы у всех отличаются. Кто-то, эксплуатируя совершенно естественное человеческое стремление к справедливости, производит на свет уродливые версии социалистического равенства, делая всех одинаково нищими. А кто-то пытается бедным и больным открывать двери в мир здоровых и богатых.

Приведу пример из жизни такого сложного и жёсткого мегаполиса, как Нью-Йорк, чьё население по численности (18 миллионов) сопоставимо с населением Казахстана.

Есть ли в Нью-Йорке, да и вообще в США, бедность? Безусловно. И американская бедность, поверьте, ничем не краше казахстанской. И понятное дело, что в Нью-Йорке, где каждый квадратный сантиметр земли на вес золота, проблема крыши над головой для малоимущих - это вопрос вопросов. Вот для решения этого вопроса ещё в 1971 году власти мегаполиса учредили специальные налоговые программы, связанные со строительством и арендой жилья, получившие название 421-а и J-51 tax exemption and abatement. В 2017 программы несколько откорректировали и объединили под общим названием Affordable New York («Доступный Нью-Йорк»).

Бездомный в Нью-Йорке
Фото: Depositphotos_lucidwaters
Бездомный в Нью-Йорке

Смысл идеи в следующем. Власти города добровольно лишают себя роли дорогостоящего и малоэффективного администратора-посредника и дают возможность строительному бизнесу исполнить функцию социальной помощи в прямом контакте с нуждающимися.

На практике это подразумевает предоставление застройщикам освобождения от ряда ключевых в Америке налогов сроком до 35 лет. В ответ на налоговые льготы застройщик обязуется 30 процентов жилого фонда в каждой своей новостройке либо продать, либо сдавать в аренду на протяжении всего 35-летнего периода по доступным для социально уязвимых семей ценам. Цены, разумеется, согласовываются с властями и являются действительно доступными. Такого рода «доступное жильё» по своей стоимости отличается от рынка в разы.

Таким образом, создаётся уникальная ситуация, когда бизнес платит социальный налог напрямую в карман тем, кому он и предназначен.

Есть в этой схеме ещё один принципиальный момент. Доступное жильё не выносится в отдельные микрорайоны, из него не создают гетто. Малоимущие семьи селятся в тех же лакшери-небоскрёбах, что и миллионеры, купившие или арендующие дорогущие апартаменты по рыночным ценам. Этот нюанс играет важнейшую роль для формирования здоровой социальной уверенности в себе у детей из небогатых семей. А уверенность в себе - это основополагающее условие для их дальнейшего успеха на жизненном пути.

...Трагедия в Астане вскрыла много проблем. И спрятаться от них вряд ли удастся. Рано или поздно они потребуют решения. Благо, у Казахстана есть для этого все ресурсы. Богатая страна. Желательно, чтобы была ещё и доступная. Для всех своих жителей.

Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с согласия автора

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить