Не о Белочке и модернизации городского сознания

18874
Автор: Айдар Амребаев

У нас немало людей, оставивших неизгладимый след в сердцах и душах алмаатинцев, объединивших их в дни побед и минуты скорби. Тех, кого сейчас порой так не хватает!

Алма-Ата… Именно это имя созвучно моему городу. Его душе.

И перед глазами встают простые, но милые сердцу, незатейливые городские сюжеты, словно всплывающие из прошлого живые картины любимого города.

Говоря о городских скульптурах, хотелось бы неожиданно увидеть на тенистой городской улице совсем нетехнократическую скульптуру знакомой «поливалки» - неизменного спутника алма-атинских улиц в летнюю жару. И неловко разбегающуюся от её брызг врассыпную группу студентов.

А вот и знакомый киоск-инсталляция с любимым мороженым на палочке - скульптура «Эскимо» с вожделенной шоколадной корочкой, посыпанной орешками. Алма-атинское мороженое где-то рядом с притаившейся в тени монументальной бронзовой бочкой под названием «Квас», когда-то неизменно сопровождавшей перекрестки нашего города…

Прохаживаясь далее по пешеходной улице, можно было бы встретить группу пенсионеров, увлечённо играющих в шахматы на скамейке. А по горизонтали от них заметить парочку алма-атинских школьников: девочку с букетом осенних кленовых листьев, романтично вышагивающую и задорно размахивающую своими заплетёнными косичками, и робкого кавалера, ростом пониже, школьника, крепко и с трепетной надеждой несущего два портфеля: свой и конопатой одноклассницы…

Чуть поодаль от них - памятник исчезнувшей сегодня знаменитой алма-атинской колонке со студёной родниковой вкуснейшей водой, у которой сгрудилась ватага разгоряченных алма-атинских пацанов, пришедших к «водопою» после азартного футбольного матча в школьном дворе…

Неожиданно из-за поворота показался памятник ушедшему в прошлое, но по-прежнему любимому алма-атинскому трамваю, приветливо «улыбающемуся» жителям города, в ожидании группы молодых людей с перекинутыми через плечо коньками, символизирующими наш рекордный высокогорный каток «Медео». Где-то рядом над скамейкой уютно раскинулось бронзовое дерево с тяжело свисающими с его ветвей яблоками алма-атинского апорта с человеческую голову величиной…

А вот и узнаваемые фигуры знаменитых алмаатинцев-современников на улицах города: Сергей Калмыков со своим мольбертом у театра оперы и балета имени Абая, которому он беззаветно служил… Вот в парке на скамье показался силуэт другого алмаатинца - героя войны Бауыржана Момышулы, ставшего при жизни кумиром знаменитого кубинского команданте Фиделя Кастро… У горных вершин из стекла и бетона рядом с комплексом зданий «Нурлы Тау» застыла фигура знаменитого альпиниста, четырёхкратного восходителя на Эверест - Анатолия Букреева, прославившего нашу страну и город на весь мир…

Культовое ныне место пересечения двух известных пешеходных улиц, где молодежь и без указки чиновников денно и нощно устраивает музыкально-художественные «смотрины», венчает музыкальный фонтан со скульптурой глубоко почитаемого всеми поколениями алмаатинцев Батырхана с неизменным саксофоном и любимыми музыкальными композициями… Яркая звезда, взлетевшая ввысь и так рано ушедшая от нас, - фигура тонкого и изящного Дениса Тена у Дворца Балуана Шолака дарит надежду на новый взлёт казахстанского спорта…

У нас немало людей, оставивших неизгладимый след в сердцах и душах алмаатинцев, объединивших их в дни побед и минуты скорби. Тех, кого сейчас порой так не хватает! Но мы должны помнить о них. И эта память может быть совсем не монументальна и вызывающа, а тихо и интеллигентно, воистину «по-алмаатински», сопровождать нас в нашем уютном городе. И это не только дань истории этого зелёного островка под названием теперь уже Алматы, но и его надежда на подлинное духовное возрождение, к чему призывают сегодня с высоких трибун.

Этот сон я увидел, незаметно заснув над заданной редактором темой «Об алма-атинской белочке на Атакенте». Почему-то не приснился мне этот арт-шедевр современного искусства от заморского и всемирно известного Алекса Ринслера. Не было в нем ни «Рождения седла», ни «Реактивной птицы» от Казаряна. Не дрогнуло сердце старого алмаатинца, с любопытством разглядывавшего эти шедевры современного искусства и тщетно пытавшегося пробудить какие-то теплые чувства и ассоциации их с любимым городом… Так и проснулся.

Возможно, новые герои ныне вдохновляют людей. Где-то раскатывает по городу пелевинская композиция из «Generation P» - «Обезьяна на джипе в окружении одинаково модных девиц», и без того так часто встречающаяся на улицах города. Щекочут нервы старшему поколению груды металлических инсталляций, символизирующих хаос и торопливое равнодушие современного мегаполиса. Шокируют воображение молодых алмаатинцев фигуры причудливых монстров из последних блокбастеров, побуждая их селфиться рядом с ними…

Они, безусловно, имеют право на существование, но… Душе не прикажешь… Хочется увидеть ещё на улицах родного города дорогие сердцу, живые приметы теплоты и уюта, достижения высокого ума и духа, сопряжённые с взлётами и падениями города, понятные и пробуждающие чувство со-жития горожан с пульсом родного Алматы, города фонтанов и любви…

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить