Невесёлые молочники

19233
Автор: Тимур Сейтмуратов
бизнесмен (США)

Маргарет Тэтчер до конца своей жизни ежедневно интересовалась ценами в Лондоне на молоко. Так она определяла для себя состояние британской экономики. Привычка была выработана за многие годы политической карьеры

У нас мало кто знает, но Железную леди в самой Великобритании в народе чаще называли и называют до сих пор «похитительницей молока». Прозвище приклеилось к Тэтчер в конце 1970-х, когда она занимала пост министра науки и просвещения в кабинете премьера Эдварда Хита. На своем посту Тэтчер отметилась радикальным сокращением бюджетных расходов на государственное образование. В частности, она волевым решением отменила раздачу бесплатного молока школьникам от семи до одиннадцати лет.

С тех пор британцы своего выдающегося политика и одного из самых эффективных премьер-министров не очень жаловали. А бутылка молока в Великобритании является одним из основных символов «тэтчеризма». Кто близко знаком с англичанами - подтвердит.

Фото: © Depositphotos.com/everett225
Фото: © Depositphotos.com/everett225

Видимо, британский пример политической значимости молока хорошо известен премьер-министру Канады Трюдо и президенту США Трампу. Ведь именно молоко стало основной темой для ссоры глав двух государств.

Многие в курсе, что США, Канада и Мексика являются участниками соглашения о свободной торговле НАФТА. Своего рода аналога Евразийского экономического союза. Но поскольку НАФТА - не союз, то торговля между тремя участниками на самом деле не столь свободна, как это декларируется. На многие позиции товарной номенклатуры существуют таможенные пошлины и тарифные квоты.

Если посмотреть на баланс взаимной торговли между странами НАФТА, то, как ни странно, больше всего потерь несёт самый крупный игрок - США. Причина проста: Вашингтон при создании НАФТА, выступив в роли политического интегратора, пошёл для партнёров на максимальные экономические уступки. В итоге канадские и мексиканские товары заходят на ёмкий потребительский рынок Соединённых Штатов, не встречая практически никаких таможенных препятствий. За счёт этого самые разные производители Канады и Мексики стабильно наращивают свой финансовый жирок. Чего не скажешь про производителей США.

Одной из основных статей экспорта из Америки в Канаду является продукция аграрного сектора. А точнее, молочные продукты и мясо птицы. И вот что показательно: Канада свой рынок продовольствия, несмотря на все няшные отношения с США, защищает жёстко. В стране лесов, озёр и нефти действует система Agricultural Supply Management, которая регулирует рынки молочных изделий, мяса птицы и производства яиц. В рамках регулирования Канада не стесняясь применяет защитный механизм тарифного квотирования.

Через тарифные квоты Канада эффективно ограничивает доступ на свой рынок продукции американских аграриев. Так, к примеру, на поставляемый сверх квоты американский сыр действует ввозная пошлина 245%, на молоко — 270%, на масло — 298%. Очевидно, что подобные таможенные барьеры негативно отражаются на экспортных возможностях американских производителей, сдерживая развитие их бизнеса.

Вот поэтому Трамп и обратился к Трюдо с предложением пересмотреть существующее положение вещей, логично исходя из принципа взаимной справедливости, поскольку Канада за счёт беспошлинных поставок своих товаров на американский рынок имеет ежегодный торговый профицит $17 млрд.

Однако Трюдо решил упереться. Понять его можно. Любое правительство обязано стоять на страже интересов своих производителей. Но Трюдо не учёл одного важного момента, поэтому и получил за свою некомпромиссность ответные пошлины на главные статьи канадского экспорта в США.

Политической опорой Трампа является американский национальный промышленный и аграрный бизнес. Американцы из индустриального и аграрного секторов - база его электората. А молочка играет в этом оркестре вообще отдельную скрипку.

Дело в том, что значительная часть молочной промышленности США сосредоточена в штате Висконсин. Кто внимательно отслеживал американские президентские выборы 2016, тот наверняка помнит, что именно голоса избирателей Висконсина, наряду с голосованием в Пенсильвании и Флориде, играли решающую роль для двух главных кандидатов в президенты, шедших в гонке практически ноздря в ноздрю.

Штат Висконсин отдал голоса за Трампа, став важным элементом его победы. Кстати, именно в Висконсине по требованию конкурентов был проведён контрольный ручной пересчёт избирательных бюллетеней. Тогда вместо голосов в поддержку конкурирующих кандидатов неожиданно нашли 131 неучтённый голос за Трампа, что сняло все сомнения в его победе.

Таким образом, Трамп, как политик, перед тружениками Висконсина в определённом долгу. А политик в США, если не желает вылететь из политики, долги избирателям должен отдавать и обещания свои выполнять. Кроме того, Трамп, как бизнесмен, чей бизнес многие годы сосредоточен в Америке и напрямую завязан на благополучии граждан и процветании страны (отели, курорты, жилые апартаменты), думаю, и без всяких политических обещаний готов за интересы отечественных производителей кипеть, как молоко в кастрюле. Что он, в общем-то, и делает.

Сложно предсказать, чем в итоге завершится «молочное бурление» между США и Канадой. Но одно можно сказать точно: рекламный образ весёлого молочника никак не вяжется с молоком политическим. В политике, как видим, со времён Тэтчер тема молока совсем невесёлая. Но решать её надо. Без её решения, с учётом национальных интересов каждой из сторон, не только молоко скиснуть может.

Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с согласия автора

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить