В ожидании Германии

19438
Автор: Йошка Фишер
министр иностранных дел и вице-канцлер ФРГ в 1998-2005

Когда речь заходит о финансовых вопросах, Германия регулярно винит другие страны еврозоны в несоблюдении установленных правил и согласованной политики сокращения госрасходов. Но когда речь заходит о вопросах безопасности, все эти обвинения возвращаются к ней бумерангом

Спустя десять лет после финансового кризиса 2008 года Евросоюз по-прежнему находится в политической стагнации. Однако Евросоюз надо укреплять, если мы хотим, чтобы этот проект европейской интеграции стал действительно успешным. В противном случае силы нового национализма продолжат свою атаку на демократию, верховенство закона и другие ключевые принципы и ценности ЕС.

Есть главная причина, по которой Европа остаётся в тупике, и эта причина – Германия. После 2008 на протяжении многих лет, когда ЕС боролся с медленными темпами роста экономики и непрерывными  экономическими кризисами, Германия настаивала на том, что она не может в одиночку двигать вперёд европейский проект – ей надо дождаться Франции.

Затем, весной 2017, Эммануэль Макрон, пообещавший добиться реформ на уровне ЕС и модернизировать французскую экономику, был избран президентом Франции. Но ровно в тот момент, когда Франция вернулась в строй, в Германии шла подготовка к всеобщим выборам в сентябре 2017. По итогам этих выборах Христианско-демократический союз канцлера Ангелы Меркель понёс значительные потери, из-за чего формирование нового правительства заняло несколько месяцев.

В сентябре прошлого года, как раз когда Германия голосовала, Макрон выступил с впечатляющей речью в Сорбонне. Он предложил в ней конкретные реформы с целью стабилизировать еврозону, создать единую систему защиты границ и совместную европейскую оборонную программу. В тот момент предложения Макрона наткнулись на ледяную реакцию в Германии, но прошло семь месяцев, а Германия по-прежнему не предложила ничего своего.

Напротив, Германия продолжает молчать по вопросу о будущем Европы, намекая, что её первоочередная забота сегодня – это её деньги. Ситуация выглядит так: счетоводы из бюджетного комитета Бундестага взяли в заложники европейскую политику Германии.

Фото: © Depositphotos.com/gustavofrazao

В прошлом инициаторами этой политики были канцлеры страны, понимавшие историческое значение европейской интеграции. Но сегодня Меркель явно позволила депутатам ХДС и их братской партии из Баварии – Христианско-социального союза (ХСС) – сковать её действия накануне любых переговоров по поводу реформ на уровне ЕС.

Упустить шанс, предлагаемый Макроном (а этот шанс не появится снова), – это верх политической глупости и исторической слепоты. Две державы-основательницы трансатлантической системы сейчас прощаются с этой системой. Великобритания решила выйти из ЕС, причём уже следующей весной. А США под руководством президента Дональда Трампа поставили под сомнение трансатлантические гарантии безопасности и подрывают глобальную систему торговли, на которую Европа, а особенно Германия, опиралась с 1950-х.

Угроза заката Запада расшатывает экономические и оборонные основы европейской стабильности. Китай превратился в глобальную державу, способную перетянуть центр тяжести мировой экономики из Атлантического региона в Азиатско-Тихоокеанский. Европейцам грозит теперь перспектива отстать от США и Китая не только геополитически, но и в ключевом секторе экономики XXI века – искусственном интеллекте.

Европа сталкивается и с более насущными угрозами, причём прямо у своего порога. Президент России Владимир Путин вновь тестирует границы стран Восточной Европы с помощью военных средств. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уводит страну всё дальше от НАТО и Запада, одновременно отвергая демократию и верховенство закона. А весь регион Ближнего Востока может погрузиться в состояние затяжного кризиса, стимулируя рост миграции в Европу.

Война в Сирии показывает, насколько слабой стала Европа. Евросоюз не имеет в Сирии практически никакого значения – он лишь является пунктом назначения для беженцев. Хуже того, люди, формулирующие внешнюю политику Германии, похоже, уверены, что в Сирии не может быть военного решения конфликта, и что только Россия способна покончить с этой войной.

Подобные взгляды игнорируют тот факт, что вариант военного решения конфликта сейчас реализуется президентом Сирии Башаром Асадом, благодаря поддержке, которую он получает от России и Ирана. Они также игнорируют тот факт, что Россия не в состоянии остановить более крупный региональный конфликт, даже если бы она этого захотела. Дело в том, что Иран совершенно не собирается отдавать свой плацдарм на берегу Средиземного моря, а Израиль не собирается смиряться с присутствием «Стражей Иранской революции» и их ракет в Сирии. Более того, риск начала конфликта между Израилем и Ираном в Сирии и Ливане сейчас весьма высок.

Такое развитие событий создаёт новые проблемы для Европы. С одной стороны, ЕС надо предотвратить гонку ядерных вооружений в регионе, в частности, добиваясь сохранения Иранского ядерного соглашения 2015 года, которое Трамп сейчас грозиться разорвать. С другой стороны, у ЕС есть соглашение об ассоциации с Израилем (и исторические обязательства перед ним), поэтому Евросоюз не может оставаться нейтральным или закрывать глаза на гегемонистские амбиции Ирана в регионе.

За исключением Франции и Великобритании (пока ещё), Евросоюз и входящие в него страны абсолютно не готовы к этим угрозам. Это особенно касается Германии, где армия слабо развивалась в течение многих лет политики сокращения бюджетных расходов. Американские послевоенные гарантии безопасности позволяли Германии долгое время не думать о стратегических угрозах. Но теперь, когда Трамп поставил под сомнение обязательства Америки перед союзниками, Германия больше не может полагаться на столь благоприятное для неё международное разделение труда.

Когда речь заходит о финансовых вопросах, Германия регулярно винит другие страны еврозоны в несоблюдении установленных правил и согласованной политики сокращения госрасходов. Но когда речь заходит о вопросах безопасности, все эти обвинения возвращаются к ней бумерангом. Эпоха «бесплатного проезда» подходит к концу: без США у Германии остаётся только один иной источник военной защиты – более сильная Европа, а этот источник, разумеется, не может быть бесплатным.

Никто не ожидает, что Германия оптом согласится на предложения Макрона. Однако в эпоху, когда основы мирового порядка меняются в ущерб Европе, косметических реформ будет недостаточно. А Германия не только не представила своей концепции укрепления Европы, но и не демонстрирует готовности действовать и осуществлять необходимые инвестиции. Европа и Запад нуждаются во франко-немецкой инициативе: ранее с подобной инициативой выступили Франсуа Миттеран и Гельмут Коль, а до них – Шарль де Голль и Конрад Аденауэр. И они нуждаются в этой инициативе прямо сейчас. История не будет стоять на месте.

© Project Syndicate 1995-2018 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить