Избежать рисков

23482
Автор: Габитжан Кудайберген
налоговый консультант, директор юридической фирмы GK & Partners

С введением нового Налогового кодекса в Казахстане органы государственных доходов планируют существенно пересмотреть принципы коммуникации с бизнесом. Точнее говоря, вводят новую систему управления рисками

Напомним, система управления рисками представляет собой вырабатываемые и применяемые налоговыми органами меры, направленные на выявление и предупреждение налоговых правонарушений. К примеру, они осуществляют анализ и сопоставление данных налоговой отчетности и сведений о деятельности налогоплательщика, полученных из других источников. В случае обнаружения несоответствий для определения степени риска выявленных нарушений применяется система управлениями рисками. Также последняя используется для определения налогоплательщиков, подлежащих налоговым проверкам.

Разработаны критерии, по которым налоговые органы оценивают налогоплательщиков. Важно заметить, что некоторые критерии являются открытыми, то есть известны налогоплательщикам, тогда как другие относятся к конфиденциальной информации. Например, к открытым критериям относится соотношение коэффициента налоговой нагрузки со среднеотраслевым показателем. Если сумма уплачиваемых предприятием налогов ниже суммы налогов, уплачиваемых другими предприятиями той же отрасли, то, скорее всего, к нему придут с проверкой. В связи с этим бизнесу, безусловно, интересно знать среднеотраслевой коэффициент налоговой нагрузки соответствующей отрасли. Однако данные сведения не являются общедоступными. Поэтому при оптимизации налогов предпринимателям следует быть максимально осторожными, с тем чтобы оставаться на хорошем счету.

Фото: © Depositphotos.com/stokkete

По сравнению со старым Налоговым кодексом в новом существенно расширены открытые критерии оценки рисков. К примеру, к таковым теперь относятся: отражение убытков на протяжении нескольких лет, среднемесячная заработная плата работников, многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность и пр. Но, пожалуй, самым большим новшеством является введение категорирования налогоплательщиков путем отнесения их к категориям низкой, средней и высокой степени риска.

Новая система позволит дифференцировано применять меры налогового администрирования к разным категориям налогоплательщиков. К примеру, к налогоплательщикам с высокой степенью риска будут применяться ускоренные сроки наложения ареста на кассу и банковские счета. Или же, другой пример, к компаниям с низкой степенью риска не будет применяться такая мера взыскания налоговой задолженности, как обращение взыскания за счет дебиторов. Также, по заверениям чиновников, компании с низкой степенью риска не будут подвергаться налоговым проверкам.

Безусловно, проводимые реформы преследуют положительную цель, такую как стимулирование бизнеса к открытости и диалогу. Вместе с тем представляется разумным, чтобы были учтены предложения предпринимателей. Допустим, бизнес хочет, чтобы результаты «категорирования» уже сейчас были общедоступными. Это позволило бы добросовестным налогоплательщикам существенно снизить налоговые риски, связанные с сотрудничеством с «рисковыми» налогоплательщиками. Ведь, зная о том, что потенциальный поставщик относится к категории с высокой степенью риска, заказчик сможет заранее отказаться от сотрудничества с ним.

Ожидается, что новая система управлениями рисками заработает в полной мере в 2019. Поэтому, думаю, к тому времени она может быть еще улучшена с учетом пожеланий бизнеса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить