Прогноз на год Собаки

18817
Автор: Жарас Ахметов
директор ТОО «OilGasProject»

Реальные доходы населения снижались в течение всего 2017. Конечное потребление домохозяйств увеличилось на 1,9%. Если потребление растет, а доходы падают, это означает, что население проедает свои сбережения. Долго так продолжаться не может

Почитал астрологические прогнозы на 2018. Они сулят нам процветание, счастье и радость. Как говорится, поживем – увидим. Если же говорить об экономических прогнозах, то они не столь оптимистичны. Есть несколько проблем, которые не дают настроиться на благодушный лад.

Первая – это реальные доходы населения. Они снижались в течение всего 2017, за девять месяцев уменьшившись на 7,5%. По конечному потреблению есть данные только за первое полугодие. Согласно им, конечное потребление домохозяйств увеличилось на 1,9%. Если потребление растет, а доходы падают, это означает, что население проедает свои сбережения. Долго так продолжаться не может – если реальные доходы не станут расти, то потребление сократится. А снижение внутреннего спроса больно бьет по экономике. И пока не видно, за счет чего реальные доходы населения могут расти.

Вторая проблема – состояние банковского сектора. В течение всего года мы узнавали, что реальное качество активов банков не соответствует официальной отчетности. Впрочем, руководство НБ РК упоминало, что считает долю нестандартных кредитов в портфелях БВУ заниженной. По состоянию на 1 октября 2017 доля кредитов с просрочкой свыше 90 дней составила 12,7%, увеличившись с начала 2017 на 70,1%. Понятно, что прирост произошел за счет вскрывшихся проблем. Но сколько их еще скрыто от наших глаз?

Фото: © Depositphotos.com/AndreyPopov

Болезненное состояние банков не могло не сказаться на кредитовании экономики. Ссудный портфель с начала года снизился на 10,4% – с 15,5 трлн до 13,9 трлн тенге. Кредит – топливо для экономики, и очевидно, что его сокращение никак не способствует экономическому росту.

Государство стоит перед дилеммой – продолжать борьбу с инфляцией, если и не сокращая, то не давая расти денежному предложению, или удовлетворить спрос на деньги. Высокая инфляция подрывает основы денежного обращения, понижая уровень доверия к национальной валюте, стимулируя бегство от нее в другие ценности.

Это означает, что средства частного сектора будут сберегаться не в национальных финансовых инструментах, а в альтернативных, что будет препятствовать трансформации сбережений в накопление основного капитала. С этой точки зрения, борьба с инфляцией необходима. Но сдерживание денежного предложения тормозит рост внутреннего спроса, подавляет экономический рост. Экономика явно испытывает дефицит кредита. Так можно с водой выплеснуть и ребенка.

Что же нам следует ждать от нового года? Скорее всего, экономический рост продолжится. Скорость роста будет пониже, чем в 2017, но отрицательных значений ждать не стоит. Перечисленные проблемы никуда не денутся, разве что прекратится снижение реальных доходов населения. Государство будет дальше помогать банковскому сектору удерживаться от падения, предоставляя раз за разом помощь – в следующем году возможностей для этого еще хватит. В сфере денежного предложения оно будет вести себя подобно Джекилу и Хайду, с одной стороны всячески сдерживая рост денежного предложения, с другой – расширяя его через государственные программы развития и нацкомпании. Внешне все будет довольно благополучно. Правда, время от времени будут случаться небольшие неприятности вроде проблем с топливом, но они будут недолгими и некритическими.

Так что будем жить если не хорошо, то вполне приемлемо, мучаясь от тревожных размышлений о том, что нам приготовит 2019. Ведь проблемы не решаются – просто государство пока может смягчать их влияние.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить