Новый уровень контроля

15570
Автор: Габитжан Кудайберген
налоговый консультант, директор юридической фирмы GK & Partners

Казахстан стоит на пороге перехода отношений между государством и гражданами на содержательно новый уровень, когда сильно усиливается государственный контроль над налогоплательщиками

В отношениях между государством и гражданами всегда присутствует элемент власти и подчинения.

Государство легко может в одностороннем порядке вводить, изменять и отменять правила поведения.
Уже несколько лет рассматривается вопрос о всеобщем налоговом декларировании. В свете обсуждения нового Налогового кодекса всеобщее декларирование планируется к введению в 2020 году.

Сейчас предварительно известно, что сначала граждане представят разовую декларацию об активах и обязательствах, в которой будут отражаться имеющиеся у граждан наличные денежные средства, депозиты, недвижимость, авто, ценные бумаги и доли участия в компаниях, долевое участие в жилищном строительстве, сведения о кредиторской и дебиторской задолженности. Кроме того, по желанию могут быть задекларированы драгоценные камни и металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и антиквариат.

Примечательным является то, что предусматривается максимальный порог декларирируемых наличных денежных средств в размере 500-кратного минимального размера заработной платы. Со слов чиновников, данная сумма представляет собой условный расчет возможных накоплений до 2020. Следовательно, в случае если у человека будет «наличка», которая превысит указанный порог, то налоговые органы могут предположить, что деньги заработаны незаконно.

По сути, данная декларация является «входной», с помощью которой государство получит сведения об имеющихся у населения сбережениях и активах на текущий момент.

В последующем граждане будут ежегодно представлять декларацию о доходах и имуществе. В ежегодной декларации будут отражаться полученные в течение года доходы, а также сведения о приобретенном или отчужденном имуществе, в том числе недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, долях участия в компаниях. Более того, физические лица также должны будут сообщать сведения об источниках покрытия расходов на приобретение названного имущества.

Безусловно, мотив новшеств ясен. Государство желает вывести из тени все активы граждан и обладать инструментами по выявлению незаконно полученных доходов и имущества.

Однако у рядовых граждан имеются справедливые возмущения относительно необходимости дублирования одной и той же информации в различных источниках. Ведь государство уже обладает сведениями об имеющихся у граждан объектах недвижимости, долях участия в уставных капиталах юридических лиц и транспортных средствах. Работодатель как налоговый агент уже декларирует сведения о доходах работников. Предприниматели и государственные служащие и без того представляют сведения о полученных доходах. Начиная с 2017 граждане также дополнительно обязаны декларировать сведения о контролируемых иностранных компаниях.

В данном контексте следует осветить вопросы ответственности за непредставление налоговой отчетности. Мы предполагаем, что к 2020 она будет такой же, как и сейчас, то есть предупреждение за первое и штраф в размере 15 МРП за повторное нарушение.

В целом по рассматриваемой ситуации можно сделать следующие выводы.

Во-первых, мы стоим на пороге перехода отношений между государством и гражданами на содержательно новый уровень, когда существенно усиливается государственный контроль над налогоплательщиками.

Во-вторых, в силу того что население в большинстве своем не знакомо с налоговым законодательством, у граждан возникнет большая потребность в персональных налоговых консультантах для выполнения новых требований государства.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить