Наука и международная политика развития

14273
Автор: Энн-Мэри Слотер
президент и гендиректор фонда New America

Действуя вместе, советы по управлению водоснабжением Казахстана и Киргизии решили проблему, которая существовала десятилетиями, не позволяя кормить детей, угрожая региональной безопасности

Внешне эта деревня у подножья гор Тянь-Шань выглядит похожей на соседние. Мужчины стоят у канала в традиционных шапках колпаках, дети играют в реке, женщины пекут наан (круглый, слоёный киргизский хлеб). Но в отличие от других поселений на реке Аспара в этой деревне занимаются решением проблем с обеспечением водой, а не игнорируют их.

При поддержке международной программы содействия развитию, основанного на достижениях науки, здесь недавно был создан местный совет по управлению водоснабжением, который регулярно встречается с представителями аналогичного совета, созданного с другой стороны границы – в Казахстане. Действуя вместе, эти советы сумели решить проблему, которая существовала десятилетиями, не позволяя нормально кормить детей, угрожая региональной безопасности, препятствуя выполнению условий договора 1948 года, определявшего, сколько именно воды каждая деревня может использовать для полива полей.

Это пример локальных решений проблем развития: местные киргизские советы по управлению водоснабжением строят отводные каналы и устанавливают простые счётчики для мониторинга объёмов воды, использованной в каждой деревне. Новые каналы, строящиеся из доступных материалов, оснащены счётчиками, которые связаны с компьютерами, что позволяет всем деревням обмениваться данными о потоках воды в реальном времени. Сама программа содействия развитию уже завершилась, однако созданная система управления международными водами позволяет снижать негативные последствия увеличения потоков воды из-за таяния ледников, а также повысить региональный сельскохозяйственный спрос, благодаря совместной работе по планированию использования воды и выращиванию устойчивых к засухам сортов растений.

Фото: © Depositphotos.com/macky_ch

В итоге научное управление водой позволило решить и проблему развития, и дипломатическую проблему: улучшилось обеспечение  водой, и появилась привычка к трансграничному сотрудничеству, позволяющего жителям деревень участвовать в решении проблем. Команда учёных и инженеров, а не дипломатов и специалистов по урегулированию конфликтов, способна дать ценный прагматичный взгляд на ситуацию, которая выглядит как запутанный клубок политических и культурных вопросов. Во время Холодной войны, на переговорах о контроле над вооружениями между США и СССР, и уже в наши дни, на международных переговорах об иранской ядерной программе, западным физикам и их коллегам удавалось быстрее находить общий язык, чем политикам.

Научные и инженерные решения глобальных проблем стали источником важнейших инноваций, например, Зелёной революции (которая помогла справиться с кризисом, вызванным ржавчиной пшеницы) и технологий иммунизации, которые радикально снизили заболеваемость корью и полиомиелитом. И сейчас такие решения помогают справиться с проблемами развития. Недавно разработанный микробицид снижает заражаемость ВИЧ/СПИД на 39%. Геопространственные данные позволяют находить источники питьевой воды и повышать эффективность программ помощи развитию. Новый инструмент диагностирования помогает медикам выявлять формы туберкулёза, устойчивого к различным лекарствам, и подбирать наиболее подходящие варианты его лечения.

Этот список можно продолжить. Сеть «Система раннего предупреждения голода» (FEWS NET) информирует правительства о возможном начале дефицита продовольствия. Программа помощи при извержениях вулканов (VDAP) предоставляет в реальном времени информацию о приближающихся природных катастрофах – извержениях вулканов и последующих землетрясениях и цунами. В ближайшем будущем топливные ячейки, работающие на грязи, помогут освещать удалённые деревни, чтобы там учились дети, а огромные заводы по опреснению воды будут производить питьевую воду из океанов.

Всё это примеры, о которых должен помнить Марк Грин, который только что был номинирован на должность главы Агентства США по международному развитию (USAID). Поддержка Грином идеи «реформирования программ помощи» вызвала позитивную реакцию Американской коалиции глобального лидерства (это сеть, объединяющая гендиректоров и НКО, которые стремятся повысить роль программ развития и дипломатии). Грин также активно участвовал в создании Millennium Challenge Corporation, которая предоставляет помощь странам, отвечающим специфическим экономическим и политическим критериям.

Достижению поставленных Грином целей могло бы помочь повышение роли науки и технологий в программах развития. Здесь можно опереться на результаты работы Лаборатории глобального развития USAID, созданной администрацией Барака Обамы. Научные эксперименты и технологические инновации повышают эффективность и подотчётность программ развития, благодаря понятной системе измерения успехов и провалов.

Для принятия решений, основанных на доказательствах из практики, необходимы такие доказательства: важны достигнутые результаты, а не объёмы инвестированных ресурсов. Это означает, что оригинальные решения в сфере развития, опирающиеся на науку, должны создаваться параллельно с инновационными системами мониторинга, необходимыми для оценки таких программ. Результатом является эффективное использование государственного и частного финансирования.

Помимо этого, научные и технологические подходы к развитию помогают обойти проблему узкопартийных позиций. В США ведутся напряжённые политические дебаты по вопросу изменения климата, однако во всём мире наука считается нейтральной. Зачастую это позволяет налаживать двустороннее и многостороннее сотрудничество, дополняющее (и подкрепляющее) дипломатические отношения. За последние годы множество гражданских ведомств, в том числе занятых вопросами науки, участвовало в международных программах и инициативах содействия развитию, связанных со здравоохранением, образованием, профилактикой заболеваний, подготовкой полицейских, развитием международной торговли и очищением воды.

Но, наверное, самым важным является тот факт, что научный метод содействует развитию такого образа мысли (стремление к истине, знаниям и хорошему правлению), который ценен не только сам по себе, но и критически важен для экономического прогресса в XXI веке. В 2016 в речи перед выпускниками Калифорнийского технологического института хирург и писатель Атул Гаванде назвал науку «стремлением к систематическому мышлению и приверженностью идее накопления знаний и объяснения вселенной с помощью тестирования и наблюдения за фактами».

Такая приверженность означает «странное бытие», – говорил Гаванда: «Вы должны обладать скептицизмом и воображением, но не в избытке. Вы должны воздерживаться от суждений, но при этом выносить их. Наконец, вам надо наблюдать за миром с открытым мышлением, собирая факты и проверяя этими фактами свои прогнозы и ожидания».

Наука и технологии не могут стать панацеей. Нейтральность научного метода всегда наталкивается на политические пристрастия и интересы, которые могут вынудить учёных создавать нервнопаралитический газ или атомное оружие с такой же готовностью, как новые семена или пресную воду. Но сейчас, в век, который исполнительный председатель компании Alphabet Эрик Шмидт назвал «веком интеллекта», больше, чем когда-либо, распространение новых инструментов и методов расширения знаний становится важнейшим элементом человеческого развития во всём мире.

Copyright Project Syndicate ©

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить