Французские выборы и будущее Европы

13778
Автор: Йошка Фишер
министр иностранных дел и вице-канцлер ФРГ в 1998-2005

Европа избежала кошмарного сценария на ближайшие пять лет. Но для предотвращения катастрофы в будущем европейским лидерам надо сделать правильные выводы из французских выборов

Благодаря победе Эммануэля Макрона на выборах президента Франции Европа в очередной раз сможет избежать саморазрушения. Можно не сомневаться в том, что Марин Ле Пен, став президентом, покончила бы с Евросоюзом. Выход Франции из еврозоны, который обещала Ле Пен, привел бы к краху евро. После этого общий рынок и другие ключевые институты ЕС начали бы сыпаться как домино. Европа покатилась бы в пропасть, а 60 лет политического, экономического и социального прогресса были бы потеряны.

Более того, Ле Пен хотела вывести Францию из НАТО и установить более дружественные отношения с Россией Владимира Путина. Из-за этого существующие механизмы безопасности в Европе погрузились бы в состояние хаоса. Весьма вероятно, что это вызвало бы панику у инвесторов, на континенте начался бы экономический кризис. А политические последствия даже трудно предсказать.

Но Европа избежала этого кошмарного сценария – на какое-то время, то есть на ближайшие пять лет. Для предотвращения катастрофы в будущем европейским лидерам надо сделать правильные выводы из французских выборов нынешнего года.

Предвыборные плакаты Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен.
Фото: © Depositphotos.com/ifeelstock
Предвыборные плакаты Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен.

Прежде всего, в интересах Европы, чтобы президент Макрон оправдал ожидания. Будущее ЕС, в частности будущее Германии, зависит от успешного президентства Макрона, которое позволит вылечить Францию от её затянувшейся экономической болезни и покончить с парализующим кризисом идентичности в стране.

Слабая, политически нестабильная Франция со стагнирующей экономикой является серьёзной угрозой для всего Европейского проекта, поскольку, если такое положение сохранится, Франция неизбежно уступит под натиском антиевропейского национализма, представляемого Ле Пен. И в то же время сильная, уверенная в себе Франция необходима для долгосрочного выживания ЕС.

Успех президентства Макрона будет зависеть от его способности снизить остроту социального раскола во Франции, восстановить динамизм в экономике, справиться с высоким уровнем безработицы, особенно среди молодёжи. Мы не должны упускать из вида тот факт, что почти половина французских избирателей проголосовала в первом раунде за евроскептиков и кандидатов, выступающих против истеблишмента. Евросоюз не выживет, если выборы с подобными результатами будут неоднократно повторяться, поэтому вести дела как раньше больше не получится.

В первую очередь, новый президент Франции должен будет добиться восстановления роста экономики. То же самое можно сказать и обо всех остальных странах еврозоны. После всеобщих выборов в Германии в сентябре новое правительство должно будет, наконец, решительно заняться более активной экономической политикой, в ином случае ему придётся уступить место националистам, которые будут разрушать ЕС.

Хотя Германия предъявила убедительные аргументы в защиту своего бюджетного и внешнеторгового профицита, её нынешняя экономическая модель не позволяет стимулировать тот уровень роста экономики в еврозоне, которого достаточно для стабилизации единой валюты. Для достижения этой цели потребуется новый консенсус между странами северной и южной Европы, возглавляемыми Германией и Францией.

От Германии также потребуется сделать, наконец, решительные шаги, удовлетворяющие экономические нужды Франции, и отказаться от иллюзии, что ЕС способен выжить в режиме эксклюзивного немецкого лидерства. Евросоюз является сложной организацией, которую может возглавлять лишь сильная ось Франции и Германии, работающих в согласии с другими странами-членами. И это тоже важный урок на будущее, который европейские лидеры должны вынести из французских выборов.

В свою очередь, Макрону следует избегать ловушки, в которую попали его предшественники – Николя Саркози и Франсуа Олланд. Оба слишком сблизились с немецким канцлером Ангелой Меркель, и поэтому оказались не в состоянии жёстко противостоять немецкому правительству, когда это было необходимо. Например, я уверен, что, если бы Франция активней выступила против немецкой оппозиции выпуску европейских облигаций, тогда антиевропейские популисты – и слева, и справа – не добились бы того политического успеха, который наблюдается в последние годы. Конструктивный конфликт в Европе иногда необходим. Без таких конфликтов становится неясно, что именно отстаивает ЕС.

По мере того как президентские выборы во Франции приближаются к развязке, становится ясно, что характеристика Европы как «сообщества общей судьбы» по-прежнему справедлива, причём даже 60 лет спустя. 7 мая Франция будет решила не только свою судьбу, но и судьбу ЕС. Европейцы порадовались, а теперь им придётся активно взяться за дело.

Copyright Project Syndicate ©

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить