О проблеме домашних заданий

22284
Автор: Мухтар Идрисов
член правления фонда «Аспандау»

Казус, достойный анекдота: в Казахстане за объем домашних заданий отвечает министр национальной экономики. В результате наши старшеклассники тратят на «домашку» 3 часа в день, а финские - 2,5 часа в неделю

В марте 2016 я писал на Forbes.kz о проблеме огромной учебной нагрузки для старшеклассников. В Казахстане при 40-часовой рабочей неделе для взрослых узаконена 57-часовая учебная неделя для старшеклассников.

Бурная общественная дискуссия и принятые Министерством образования и науки решения свелись к двум близким по смыслу, но не решающим проблему, вопросам: о переходе на пятидневку и продолжительности летних каникул. Основной вопрос – непомерная ежедневная учебная нагрузка для старшеклассников – так и остался в подвешенном состоянии.

В инструктивно-методическом письме МОН РК «Об особенностях организации общеобразовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2016-2017 учебном году» максимальный объем недельной нагрузки учащихся для 10-11 классов установлен на уровне 39 часов. В этом же документе прописывается максимальный объем домашних заданий - для учеников 9-11 классов он составляет не более 3 часов в день. Таким образом, официально разрешенная ежедневная учебная нагрузка старшеклассников (с учетом домашних заданий) составляет 9,5 часов в день

Максимально разрешенное количество уроков в день у наших старшеклассников соответствует средним международным нормам. А вот объем домашних заданий неоправданно велик. Так, согласно исследованиям PISA (см. примечание в конце статьи), среднее время на выполнение домашних зданий в странах ОЭСР составляет 1,2 часа в день (PISA in focus – 2014/12). В последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция снижения среднего уровня домашних заданий.

Фото: Андрей Лунин

Эксперты PISA считают, что выполнение домашних заданий больше четырех часов в неделю (при пятидневном обучении) отрицательно влияет на процесс обучения! Сравните эту цифру с разрешенными у нас 18 часами в неделю на домашнюю работу!

Наши учителя и школа грузят старшеклассников домашними заданиями на всю катушку. Уже привычными стали жалобы родителей о том, что дети заканчивают домашнюю работу ближе к полуночи. Мо моему мнению, такой подход – это желание нашей школы переложить ответственность за имеющиеся недоработки учебного процесса на самих детей и их родителей.

 

Инновации в образовании и наши реалии

 

От такой непомерной нагрузки страдают, в первую очередь, старательные и прилежные ученики. Двоечники и троечники не будут делать домашние задания, сколько бы им их не задавали. А вот подростки, которые стремятся хорошо учиться, лишены полноценного детства. Вполне возможно, что большая школьная нагрузка влияет на крайне неблагополучную ситуацию с подростковым суицидом в Казахстане.

Согласно исследованию PISA, в пределах одной страны в хороших школах домашних заданий задают больше, чем в отстающих, а городские школьники делают больше «домашки» по сравнению с сельскими сверстниками. Однако сам по себе объем домашних заданий не влияет напрямую на общий уровень образования в стране. От того, что мы будем задавать детям больше домашних заданий, общий уровень образования не вырастет. В исследованиях PISA делается вывод, что такие факторы, как квалификация учителей и организация школьного процесса, влияют на успеваемость гораздо больше чем объем домашних заданий. Ярким доказательством тому служит пример Финляндии, где старшеклассники демонстрируют один из лучших уровней знаний в мире, тратя на домашние задания всего 2,5 часа в неделю.

Казус, достойный анекдота, но в Казахстане за объем домашних заданий отвечает министр национальной экономики! Единственный официальный документ, на который ссылаются все остальные – это принятые в 2014 году «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования». Данные правила утверждены приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан. Министерство образования науки, а также и Министерство здравоохранения и социального развития выступили лишь в качестве согласующих ведомств! Какого-то отдельного документа Министерства образования с методикой определения объема домашних заданий обнаружить не удалось.

В нашем среднем образовании накопился целый клубок сложных проблем, которые не могут быть решены силами одного МОН - это и низкая зарплата учителей, и нехватка городских школ с вытекающими «двухсменкой», переполненностью классов и т.д. Проблема домашних заданий – не менее острая, при этом ее решение требует лишь наличия базового уровня квалификации ответственных руководителей министерства.  Нерешенность проблемы до настоящего времени невольно наводит на очень грустные мысли.

 Примечание. Programme for International Student Assessment, тест, оценивающий в разных странах мира грамотность школьников и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997, впервые прошёл в 2000. Тест организует ОЭСР в консорциуме с ведущими международными научными организациями при участии национальных центров.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить