Почему продажи «АЗИЯ АВТО» сократились в три раза

12769
Автор: Галим Хусаинов
экономист

Выделение государством средств на льготное автокредитование не поможет существенно отечественным автопроизводителям

Случайно наткнулся на финансовый отчет «АЗИЯ АВТО», размещенный на КАSЕ. В принципе, ожидаемые результаты по итогам 2015 на фоне резкого ослабления рубля, девальвации тенге и сокращении спроса (в 2015 продажи компании упали до 36 млрд тенге, а в 2014 они составляли 102,5 млрд. - F).

По текущему отчету можно пройтись только достаточно поверхностно - сложно сделать глубокий анализ, понять причины текущего состояния и перспективы развития. Весь бизнес базировался на таможенной пошлине, которая высока для ввоза новых машин. Но для запчастей очень низкая. Соответственно, разница и маржа оптового трейдера и есть заработок завода.

Схема бизнеса достаточно понятная и простая в условиях стабильности: ввози крупные запасные части, собирай их на заводе и продавай на рынке Казахстана. Локализация производства в таких условиях может достигать максимум 10-15%. Например, в России, иномарки собираются достаточно успешно, и их локализация достигает 40-60%.  То есть половина машины произведена из российских запчастей. Поэтому ослабление рубля позволило российским автопроизводителям быстро адаптироваться под российский рынок, а заодно захватить и наши рынки.

После резкого обвала рубля российские машины заполонили казахстанский рынок, и наши производители встали. Продажи шли вяло, и то только с помощью государственных программ. После обесценения тенге продажи отечественного автопрома не выросли, так как рынок насытился, доходы упали, и население стало делать сбережения. Вторичный рынок авто сильно просел и составил конкуренцию нашим новым автомобилям.

При этом валютные обязательства «АЗИЯ АВТО» увеличились, продажи упали в три раза, а себестоимость выросла в два раза. Все это, естественно, отразилось на компании.

По итогам 2015 чистый убыток предприятия составил 22,2 млрд тенге. В одночасье предприятие из прибыльного с большим капиталом превратилось в убыточное с отрицательным капиталом.

Естественно, модель бизнеса, которая основывается не на добавленной стоимости, а на экономии на пошлине, не могла долго существовать. В такой ситуации нужно развивать именно локализацию производства, что в автомобилестроении является очень сложной задачей, но важной.

Находясь в ЕАЭС, наверное, логично было бы ориентировать бизнес на российскую локализацию - может быть, это уменьшило бы риски.

А в текущей ситуации даже выделение дополнительных средств со стороны государства на льготное кредитование вызовет нулевой эффект.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить