Приватизация 2.0. Без права на ошибку

20308
Автор: Айдын Бикебаев
председатель Республиканской коллегии адвокатов

Принесет ли приватизация большие деньги стране или лакомые куски уйдут за бесценок узкому кругу людей?

И бизнесменов, и домохозяек волнует следующий вопрос: «Принесет ли объявленная массовая приватизация большие деньги стране или же все лакомые куски за бесценок уйдут узкому кругу людей»?

Конечно, приватизация делается с расчетом привлечь деньги, чтобы отчасти восполнить потери госбюджета из-за кризиса. Но в реальности выручка может оказаться низкой в силу ряда причин.

В этих условиях государству, чтобы избежать критики, необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего процесса приватизации и сделать ее в соответствии с лучшими стандартами.

Факторов, принимаемых в расчет при оценке качества проведенной приватизации, достаточно много, но наиболее важными являются следующие:

1. Выбор способа продаж

Очевидно, что лучшим вариантом является продажа на аукционе. Кто предложит наибольшую цену, тот и должен купить. Именно открытые международные аукционы, проведенные в Грузии, снискали Кахе Бендукидзе славу самого эффективного чиновника-экономиста на постсоветском пространстве.

Если же брать передовые стандарты, примером может послужить Европейский Союз. Комиссия ЕС одним из элементов, вызывающим подозрения в том, что кому-то несправедливо оказана государственная помощь при проведении приватизации, признает случаи, когда конкурс не был открытым, прозрачным и безусловным, и объект не был продан лицу, который дал наивысшее ценовое предложение.

Таким образом, почти все виды торгов, за исключением аукциона и торгов на фондовой бирже, несут в себе риски признания их в качестве несправедливой госпомощи одному лицу в ущерб конкуренции. В частности, это касается торгов в форме тендера, часто применявшихся при приватизации в нашей стране.

Отличие тендера от аукциона следующие:

- При аукционных торгах предложения заявляются публично, при проведении тендера предложения - в закрытом конверте;

- участник аукциона может предложить новую цену, если его предложение по цене перебито другими участниками, а при тендере предложение подается письменно лишь один раз, и потенциальный покупатель не может увеличивать цену;

- при аукционе единственно важным фактором является цена, а при тендере помимо цены выдвигается масса других вещей, т.е. торги не являются безусловными.

Определенные сомнения на данном этапе вызывают и торги на фондовой бирже. Данный вид приватизации схож с аукционными продажами, но лишь в случае, если идет о признанных международных площадках. Казахстанская фондовая биржа имеет чрезмерно ограниченный круг участников, и продажи на нем, естественно, создадут препятствия для многих потенциальных покупателей.

Как видно из вышеизложенного, почти все виды приватизации, за исключением аукциона и торгов на международных фондовых биржах, несут в себе риск непрозрачности, ограничивают круг участников торгов и поэтому не удовлетворяют цели получения максимальной прибыли.

2. Эффективность рекламной кампании и степень доступности информации для потенциальных покупателей

В действующем законодательстве извещение о проведении торгов должно быть сделано продавцом не менее чем за 15 календарных дней до их проведения, а при продаже акций и долей в уставных капиталах организаций - не менее чем за 30 календарных дней. При этом извещение должно быть опубликовано на казахском и русском языках в периодических печатных изданиях, определенных продавцом.

Очевидно, что однократного извещения о торгах всего лишь на двух языках за 15-30 календарных дней явно недостаточно для получения исчерпывающей информации об объекте приватизации и, соответственно, для принятия потенциальным покупателем правильного решения об участии на торгах и предельной стоимости, которую он готов оплатить.

Для примера Европейская комиссия одним из элементов, который может вызвать подозрения в том, что кому-то несправедливо оказана государственная помощь при проведении приватизации, признает случаи, когда потенциальные участники торгов не имели достаточно времени и информации для изучения и оценки продаваемых активов. При этом даже в случае продажи несложных объектов – недвижимости или земельного участка – требуется, чтобы процесс торгов был в достаточной мере широко анонсирован, то есть должно быть повторяющееся (а неоднократное, как у нас) рекламирование (а не просто извещение, как у нас) в течение двух месяцев.

Как видно из вышеизложенного, нужна регулярная реклама в крупных средствах массовой информации, в том числе, иностранных. Причем в зависимости от специфики объектов, выставленных на продажу, необходимо установить достаточно продолжительный срок между публикацией извещения о торгах и непосредственно самим торгом.

P.S. В 90-е ошибки при приватизации госимущества мы списали на нашу неопытность. Но теперь-то у государства опыта и знаний хватает, поэтому хочется верить, что новый этап приватизации будет проведен наилучшим образом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить