Как бизнесмены решили покрыть Казахстан сетью электрозаправок

В 2021 году электромобили впервые обогнали смартфоны и персональные компьютеры в качестве основного источника спроса на кобальт – редкий металл, используемый в литий-ионных батареях. Этот примечательный факт стал отражением статистики роста спроса на электромобили

ФОТО: © Дарья Доссанова

Согласно опубликованным в мае нынешнего года данным Международного энергетического агентства (IEA), к концу 2021 года количество электромобилей на дорогах мира составило около 16,5 млн, что втрое больше, чем в 2018 году. Продажи электромобилей удвоились по сравнению с 2020 годом и достигли рекорда в 6,6 млн единиц. Несмотря на напряженность глобальных цепочек поставок, рост продаж продолжился и в 2022 году: в I квартале в мире было продано 2 млн электромобилей, на три четверти больше, чем за тот же период 2021 года.

Присутствие Казахстана на карте электромобилизации сегодня нельзя назвать заметным, хотя, в принципе, уверен сооснователь и директор по развитию бизнеса специализирующейся на производстве зарядных станций компании Adele Energy Иван Трофимов, переход на электромобили мог бы дать нашей стране много преимуществ. «В скором времени ЕС планирует введение углеродного налога, а это означает, что будет учитываться экологичность не только производства, но и транспортных средств, на которых осуществляется перевозка товаров. Учитывая, что Казахстан представляет собой мощный логистический коридор, переход на электромобили позволил бы нашей стране выполнять директивы ЕС», – уверен 38-летний Трофимов.

Иван и еще один основатель и генеральный директор Adele Energy Руслан Дюсенов знакомы с детства. Они земляки (оба родом из Усть-Каменогорска), росли в одном дворе и учились в одной школе. Иван окончил местный филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики по специальности «антикризисное управление». Впервые молодой человек попробовал свои силы в IT-бизнесе в 16 лет – работал в компании, занимавшейся прокладкой локальных сетей для небольших компаний, в 26 лет попал в сырьевой сектор – устроился в одну из угольных компаний Карагандинской области, затем начал собственный бизнес, связанный с логистикой. «Говорят, что бизнес – не профессия, а стиль жизни, и я с этим утверждением полностью согласен: мне нравится пробивать проекты, я комфортно чувствую себя в стрессовых ситуациях и в то же время мне близки высокотехнологичные вещи, которые мы делаем в рамках Adele Energy», – говорит он.

Руслан, выпускник Восточно-Казахстанского технического университета, по образованию инженер-металлург, но пробовал свои силы в разных направлениях: работал в банковской сфере, а в 2015 году приехал в столицу и решил попробовать свои силы в сфере энергетики, и с его подачи у друзей возникла идея запустить проект по разработке инфраструктуры для зарядных станций. В 2016 году казахстанские предприниматели познакомились с группой украинских инженеров-энтузиастов, в рамках своей компании E-Line занимавшихся разработкой зарядных станций. Совместная компания E-Line Kazakhstan появилась в 2017 году, тогда же началась работа над проектом медленной зарядной станции, а в 2020 году после внутренних преобразований компания E-Line Kazakhstan произвела ребрендинг и получила название Adele Energy. Третьим акционером компании стал гражданин Украины Артем Родин, за плечами которого было семь лет работы в области исследований и разработок зарядных станций и должность технического директора в компании E-Line Kazakhstan.

В 2017 году казахстанская компания участвовала в разработке программы развития национальной сети электрозаправочных станций. В 2018 году компанией был разработан, а позже – реализован оператором РОП проект по установке более чем ста зарядных станций переменного тока на крупнейших городских объектах Нур-Султана и Алматы. На тот момент это была самая большая сеть станций не только в Казахстане, но и в СНГ. Годом позже при поддержке E-Line Kazakhstan была организована транспортировка в столицу ста электробусов с завода «СарыаркаАвтоПром» в Костанае.

Годом позже, уже произведя ребрендинг, в Adele Energy приступили к разработке зарядной станции переменного и постоянного тока, к работе над проектом привлекли дизайнеров из автомобильной промышленности и судостроения. В том же 2020 году состоялся запуск производства зарядных станций в Казахстане и было подписано соглашение о сотрудничестве с ведущим китайским производителем аккумуляторов компанией CALT. В 2021 году продукция Adele Energy получила сертификат ЕАС и сертификат Porsche. Компания также представила свое оборудование на Expo в Дубае, а в этом году подписала контракт с холдингом «Зерде» и ведет разработку платы управления ЭЗС нового поколения для сетей постоянного и переменного тока.

AC/DC

Говоря о нюансах работы электрических зарядных станций, собеседники поясняют, что батареи всех электромобилей используют постоянный ток (DC), который можно накапливать с помощью литий-ионных аккумуляторов, но электрические сети всего мира работают на переменном токе (АС). Чтобы преобразовать переменный ток из сети в постоянный, в электромобиле установлен преобразователь, и необходимость преобразовать переменный ток в постоянный делает процесс зарядки на станциях переменного тока более длительным. В категории переменного тока, объясняет Иван, возможно самое широкое многообразие зарядных станций. Это и обычные штатные зарядные устройства, которые работают от обычной розетки, станции для зарядки электровелосипедов и многотонных грузовиков.

ФОТО: © Дарья Доссанова

Если медленные станции рассчитаны на максимальную мощность 22 кВт, то быстрые и ультрабыстрые используют постоянный ток и рассчитаны на мощность от 50 до 180 кВт. Но технологии не стоят на месте, и на мировом рынке появляются станции мощностью 350 кВт.

«Наши станции устойчивы к воздействию и высоких температур, и морозов, имеют противоударный и противовандальный корпус. Станции переменного тока рассчитаны на 22 кВт, их можно устанавливать в ТРЦ, бизнес-центрах, административных зданиях и жилых комплексах. Универсальные розетки или кабель Premium Universal Type 1 или Type2 могут заряжать практически любой электромобиль, для полной зарядки потребуется примерно три часа – многое зависит от емкости батареи. По станциям постоянного тока у нас представлены варианты ЭЗС в диапазоне от 60 кВт до 180 кВт – это максимальная мощность, которую возможно делать без жидкостного охлаждения, в разработке есть станции на 350 кВт. Выбор модели зарядной станции во многом зависит от условий эксплуатации. Допустим, на паркинге торгового центра вполне можно установить станцию на 60 кВт, чтобы автомобиль заряжался не слишком быстро, но и не слишком медленно, а на трассе, где нужна быстрая зарядка, можно поставить станцию постоянного тока на 180 кВт. В то же время, если не позволяют имеющиеся мощности, можно поставить станцию на 120 кВт – зарядка займет чуть больше времени, но всё равно будет достаточно быстрой», – объясняет Руслан.

Сердце и мозг зарядной станции – программное обеспечение. Компьютер станции постоянно «общается» с компьютером автомобиля, который в свою очередь руководит процессом зарядки. Adele Energy разработала собственное ПО для зарядных станций. Программное обеспечение предоставляет гибридную систему управления точками оплаты, обеспечивает технический мониторинг всей сети в реальном времени, интеллектуальную балансировку нагрузки сети, которая эффективно распределяет доступную мощность для всех заряжаемых автомобилей. Система прямых QR-платежей позволяет производить оплату без регистрации, есть возможность гибкой настройки тарифов для каждой станции и всей сети.

«Компаний, у которых есть собственный рабочий компьютер для ЭЗС, не так уж много. Конечно, какие-то составляющие устройства мы импортируем: например, полимеры, текстолит, зарядные кабели, клеммы – их мы покупаем у лучших европейских или японских производителей, финальная сборка компьютера также осуществляется за пределами Казахстана, потому что у нас нет производства чипов. Но в компонентной базе наши зарядные станции не уступают ведущим образцам. Если говорить о казахстанском содержании, то в денежном выражении я оценил бы его на уровне 60%, а если брать в расчет интеллектуальную собственность – то более 70%», – говорит Иван.

По словам собеседников, сегодня в Европе, США и Китае – странах, добившихся очевидного прогресса в переходе на электромобили, ежегодно устанавливают около 300 тысяч ЭЗС, 80% из которых – быстрые. Один из первых вопросов, которым на старте бизнеса задались основатели Adele Energy, стал вопрос о том, возможен ли качественный рост продаж электромобилей без развития соответствующей инфраструктуры зарядных станций, и пришли к выводу, что инфраструктура первична, поскольку именно развитая инфраструктура дает гарантию, что владелец электромобиля сможет уверенно путешествовать на достаточно большие расстояния. «Современные электромобили могут проехать на одном заряде 400–500 километров. Даже если поначалу инфраструктура ЭЗС не будет монетизироваться и приносить прибыль, впоследствии ее наличие даст людям возможность без опаски приобретать электромобили, ведь для большинства они всеёеще непривычны, и с этим приходится считаться. Что касается такого барьера, как высокая цена, то он играл большую роль раньше, когда разрабатывали батареи для первых электрокаров», – говорит Иван.

Кровеносная система

Сегодня, отмечают собеседники, цены на электромобили сопоставимы с ценами на авто с ДВС, но с точки зрения стоимости владения «электричка» выгоднее: по оценкам основателей Adele Energy, экономия на топливе и техобслуживании (в электромобиле не нужно менять масло, фильтры и множество других запчастей, обязательных к замене в авто с ДВС) может составить до 600 тысяч тенге в год на один автомобиль. Возможность сэкономить деньги появляется не только у граждан, но и у государства – не в последнюю очередь за счет улучшения экологической ситуации и снижения статистики заболеваний, вызываемых высоким уровнем загрязнения воздуха. В разных странах неслучайно принимают программы по стимулированию перехода на электромобили, причем это касается не только собственно льгот при покупке авто, но и развития зарядной инфраструктуры. Если местная компания занимается производством и установкой ЭЗС, государство субсидирует порядка 60% расходов.

«В Казахстане наши проекты вроде бы одобряют, мы находим единомышленников в лице отдельных сотрудников госорганов, но всё разбивается об отсутствие законодательной базы и финансирования, а реализовать такие проекты только за счет собственных средств трудно. Дело не только в производстве, но и в установке, она обходится не менее дорого. Мы хотели за свой счет установить 200 станций в Нур-Султане с условием, что подключение выполнит столичный акимат, но последний отказался из-за нехватки финансирования», – поясняет Иван.

В портфеле Adele Energy сегодня имеется пилотный проект по установке 50 быстрых зарядных станций в крупных городах Казахстана – Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Туркестане, Таразе, Караганде, а также на трассах Алматы – Нур-Султан и Алматы – Шымкент. По замыслу разработчиков, реализация проекта даст возможность обеспечить зарядной инфраструктурой самые крупные города, так что владельцы электромобилей смогут перемещаться на своем транспорте между столицей и южными регионами. Основатели Adele Energy проводили переговоры с казахстанскими инвесторами, которые были готовы поддержать проект. Но потом случились январские события в Казахстане, война в Украине, и планы по инвестициям пришлось отложить. Тем не менее интерес к проекту был, и не только в Казахстане, но и в Узбекистане – кстати, попытку выйти на рынок этой страны с проектом национальной зарядной сети в Adele Energy предпринимали еще в 2019 году. Проект реализовать не удалось, но разработки ЭЗС привлекли внимание на высоком уровне.

«Технология, которой мы владеем, – это наш главный козырь, как и тот факт, что значительная часть сборки локализована в Казахстане, Караганде и Нур-Султане, и при любом раскладе наши станции будут обходиться на 15–20% дешевле европейских аналогов. Оценивая перспективы рынка, мы полагаем, что инвестиций до $3 млн будет достаточно, чтобы построить мощности для обеспечения казахстанского рынка инфраструктурой электрозаправочных станций», – считает Иван Трофимов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
28818 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить