Выходим в ночной дозор
За два месяца на строительной площадке «АЗИЯ АВТО Казахстан» установили фундамент, завершили монтаж железобетонных колонн цеха сварки и, ускоряя темпы строительства, переходят к двухсменному режиму работы
Forbes.kz продолжает следить за ходом строительства крупнейшего автопроизводства страны. 4 июля в Усть-Каменогорске приступили к созданию основных мощностей автозавода полного цикла – цехов сварки и окраски на площадке АО «АЗИЯ АВТО Казахстан». Проект реализует холдинг «БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО» совместно с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi в лице АВТОВАЗа. Запуск уже первой очереди нового производственного комплекса позволит ежегодно выпускать 60 тысяч автомобилей в режиме полного цикла.
Сегодня на площадке один из рубежных дней: завершена установка колонн цеха сварки автомобильных кузовов. В течение месяца строители смонтировали 122 железобетонных опоры каркаса будущего здания. Теперь 226 колонн корпуса сварочного цеха ожидают начала монтажа металлических ферм.
Но работа кипит на каждом участке необъятной усть-каменогорской площадки. В течение августа команда АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» собственными силами погрузила 900 свай в фундамент цеха окраски (с начала строительства – 1300), установила 28 ростверков (всего почти 100).
За месяц было перемещено 27 тыс. кубометров грунта и песчано-грунтовой смеси. Залито 675 «кубов» бетона – это потребности строительной площадки и цеха по изготовлению ЖБИ. Свайное поле ожидает свою 14-тысячную сваю.
- Сегодня в приоритете у нас погружение свай, изготовление фундаментов, гидроизоляция и обратная засыпка, – поясняет Александр Шестаков, заместитель генерального директора АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» по строительству. – Эти работы не особенно видны снаружи, потому как они в «нулевом» цикле. К наступлению холодов мы должны выйти из «нулевого» цикла и быстрее «подняться», сделать обратную засыпку. С возведением корпусов начнутся внутрицеховые работы – подключение электро- и водоснабжения. Так что до мая мы должны отдать корпус под монтаж оборудования.
Идём по графику. Но от непогоды мы, конечно, не застрахованы. Если намечается отставание – ищем пути решения. Темпы работ растут. Поэтому готовимся к переходу на двухсменку. Последняя бригада будет покидать площадку около часа ночи. Как видите, полноценное дневное освещение уже обеспечено. Выходим в ночной дозор, - шутит руководитель строительства.
Все организационные вопросы по доставке рабочих на работу и питанию продуманы до мелочей. На строительной площадке работают мобильные пункты питания, куда доставляют комплексные обеды из заводской столовой. Она рассчитана на тысячу рабочих и вполне могла бы работать как коммерческий банкетный зал – только горячих блюд здесь 6 видов ежедневно. Причём местные ресурсы стремятся использовать по максимуму: хлеб приобретают только в селе Тарханка, мясо и молоко поставляет близлежащее фермерское хозяйство.
Но что ещё важнее для коллектива, 95% стоимости питания субсидируется компанией. Работник платит только 5%. И это лишь один из элементов социального пакета, гарантированного коллективу «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». За корпоративный детский сад работники холдинга платят символические 100 тенге. Каждый сотрудник проходит бесплатное медицинское обследование и обеспечен медстраховкой. Санаторий «Рахмановские ключи», база отдыха на Бухтарминском водохранилище «Порт Фортуна» и горнолыжный курорт «Нуртау» доступны бипэковцам на уникальных условиях, по цене «для своих». При этом средняя зарплата на строящемся предприятии уже сегодня – 202 тыс. тенге. Для сравнения, аналогичная цифра по Восточно-Казахстанской области равна 127 тыс. тенге.
Но комфортные условия труда компания обеспечила не только собственной команде:
- В период установки оборудования на площадке одновременно будут работать до 300 монтажников со стороны наших поставщиков, - уточняет первый заместитель генерального директора Игорь Новиков. - Поэтому мы заранее предусмотрели условия для проживания бригад наших подрядчиков. Уже введённый в строй гостиничный комплекс на территории строительного городка - это три корпуса, которые вмещают до 600 человек единовременно. Прачечные, душевые, комнаты отдыха – всё это уже готово к приему гостей.
Как отмечает г-н Новиков, текущий объём инвестиций в проект превысил $67 млн. Речь о собственных средствах холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Кроме того, к кредитному финансированию в рамках проекта 30 августа приступил Евразийский банк развития, выделяющий на поставку оборудования 4 млрд рублей.
Ещё в 7,8 млрд тенге оцениваются расходы на инженерную инфраструктуру проекта – автомагистрали, железная дорога, водо-, энергообеспечение. Их строительство завершается в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
- Готовность – 90-95%. Автомобильные дороги готовы, ведётся благоустройство. Электроподстанция готова, но пока не подключена, вода доведена до промплощадки, но у источника появились недоработки, которые должен устранить подрядчик. Железная дорога – финальный объект инфраструктуры. По плану её строительство завершится в 2019 году.
Работы впереди ещё много, но у нас сильная команда. А экономический эффект появления нового промышленного гиганта очевиден уже сегодня, на этапе строительства. Если ещё недавно в районе нашего производства мог стоять вопрос безработицы, сегодня мы ощущаем серьёзную нехватку рабочих рук.
Молодые инженеры, которые работают в нашей команде, получают уникальный опыт в диалоге с зарубежными партнёрами. Поэтому новые мощности позволят не только создать новые рабочие места – мы сформируем когорту современных специалистов в машиностроении, которые внедрят в отрасли новейшие технологии Индустрии 4.0 и выведут отечественный автопром на качественно новый уровень, – резюмировал Игорь Новиков.
Технологические решения, которые освоят на новом производстве, мы обсудим с заводчанами уже в октябре.