В АКАБ рассказали о перспективах авторынка в 2019 году

10208

Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) подвела итоги 2018 года. В целом, по словам вице-президента ассоциации Анар Макашевой, прошедший год стал успешным для отечественного авторынка: было продано 60,9 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму 546,8 млрд тенге, что на 24% больше, чем в 2017

Фото: архив пресс-службв

Отрасль преодолела несколько важных «порогов»: впервые в 2018 доля импорта опустилась ниже 50%. Каждый второй проданный автомобиль - казахстанского производства. А доля автопрома в отрасли машиностроения составила 19,2%.

- В 2017 этот показатель достигал отметки 16,4%. Это самый большой рост доли в отрасли машиностроения по сравнению с прошлым годом - 2,8%, - подчеркнула Анар Макашева.

От 2019 года производители ждут ещё большего роста. В первую очередь речь идёт об углублении локализации в производстве. По оценке президента АКАБ Андрея Лаврентьева, достигнуть планки в 50% отрасли удастся в 2020 году.

- В целом у нас 30% локализации по легковым автомобилям достигнуто, 50% по коммерческой технике и автобусам Казахстан достиг по локализации. Остаётся достигнуть порядка 20% дополнительной локализации в части автокомпонентов, запчастей для легковых авто. Мы их, по нашим внутренним оценкам, достигнем уже в 2020 году, - уверен он.

Говоря о перспективах рынка, Лаврентьев заметил, что основные игроки казахстанского автопрома уже определились, действующие компании будут углублять и расширять производство, как и в целом мировой автопром. Глава АКАБ напомнил, что ещё несколько лет назад были дискуссии о падении этого сектора на мировой арене, назывались даже предельные размеры рынка - более 80 млн автомобилей.

- Но мы видим продолжающийся рост. И сейчас уже цифра 85 млн ежегодного производства автомобилей преодолена, даже с учётом глобального кризиса: развивающиеся страны активно наращивают автопарк, поэтому мы не ожидаем падения на мировом рынке автопрома в целом, и в производстве соответственно, - говорит он.

Впрочем, мировой тренд таков, что в сегменте недорогих автомобилей ощущается давление китайских производителей, на долю которых уже приходится порядка 30% мирового производства.

- Мы видим, что китайские крупные игроки начинают активно присматриваться к историческим рынкам американскому, европейскому. Здесь передел будет достаточно серьёзный в ближайшие пять лет, и мы с вами будем свидетелями того, как случаются с историческими брендами сделки по поглощению и слиянию, - считает глава АКАБ.

Что касается казахстанского рынка и рынка стран ТС, то Андрей Лаврентьев также затронул одну из важных тем минувшего года – подписание соглашения о развитии автопрома в РК между стратегическими инвесторами: транснациональным холдингом Genertec, компанией JAC Motors  и казахстанским автопроизводителем АО «ГК «Аллюр».  Спикер заявил, что приход  таких крупных влиятельных предприятий в отрасль стал возможен благодаря двусторонним отношениям Китая и Казахстана,  программе «Один пояс, один путь» и активным действиям правительств обеих стран в области развития индустриального сотрудничества. Кооперация компаний позволит решить главную задачу – углубить локализацию, наладить выпуск автокомпонентов, открыть доступ потребителей к новым моделям в доступном ценовом сегменте, освоить внешние рынки. 

Другой тренд - это развитие рынка электромобилей и инфраструктуры под них.

- Мировой автопром уже определился с электротранспортом как с отдельной большой ветвью производства, - отметил Лаврентьев.

В Казахстане это направление тоже является перспективным, однако производители подчеркивают, что без мер государственной поддержки здесь не обойтись. Глава АКАБ привёл примеры сотрудничества с рядом акиматов по переходу общественного транспорта на электротранспорт: в рамках заключаемых договоров отечественные производители будут поставлять электроавтобусы, создаётся необходимая инфраструктура.

- Мы, как АКАБ, подготовили совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития дорожную карту, в которой мы предложили для развития электротранспорта несколько вещей.  Первое - это развитие инфраструктуры, установка заправочных станций либо за счёт производителя, либо за счёт инвестиций. Второе - это бесплатная зарядка в течение года-полутора, как стимулирование. Третье - это выделенные линии, чтобы электроавтомобиль имел специальный номер и двигался по выделенным линиям, как такси. В больших городах это уникальная вещь. Преференции по парковкам. Чтобы видели, что электроавтомобиль - это приоритет. Это поддерживается и стимулируется правительством, потому что экология в крупных городах в ужасном состоянии находится, - рассказал Лаврентьев.

Казахстанский автопром, по его словам, своей задачей на 2019 год видит обеспечение прозрачности рынка.

- Я имею в виду работу с официальными дилерами, это более открытый и прозрачный бизнес, строить больше дилерских центров, развивать сервисные центры и быть рядом с клиентом, - пояснил Лаврентьев.

По прогнозам АКАБ, в 2019 году рост продаж ожидается в пределах 70 тыс. единиц новых легковых и коммерческих автомобилей.

Президент «Тойота Мотор Казахстан» Кит Симмонс считает, что в 2019 году рост на авторынке Казахстана продолжится, общий объём продаж он оценивает примерно в 68-69 тыс. единиц.

- По разным экономическим причинам рост на авторынке не ожидается таким большим, как ранее, но в целом он достаточно высокий, в том числе и в премиальном сегменте. Касательно наших брендов, мы ожидаем, что по «Тойоте» рост в 2019 составит порядка 15%, а по бренду Lexus порядка 10%, - поделился он.

Исполнительный директор КМК «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев отметил, что по итогам продаж 2018 общие продажи компании достигли 14 519 единиц, прирост составил 69%, а рыночная доля компании в секторе легковых автомобилей достигла 26,5%. Перспективным, по его мнению, является и сегмент trade-in, набирающий популярность буквально с каждым годом.

- Мы начали развивать это направление в 2016 году и продали 230 автомобилей, но уже в 2017-2018 был большой рост. В 2018 году - 2400 автомобилей, и на 2019 год мы ставим план в 3000 автомобилей, - рассказал Несипбаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить