Уроки Маска

19888

Чему автопроизводители могут научиться у Tesla

Илон Маск
Фото: Jerry Lampen/EPA
Илон Маск

В августе исполняется 10 лет с тех пор, как Илон Маск оставил запись в блоге на веб-сайте Tesla Motors, в которой изложил «секретный план» молодой еще компании по завоеванию рынка электромобилей. Модель Roadster, по плану Маска, должна была стать первой в ряду новинок Tesla. Высокая отпускная цена обеспечила бы компании приток средств, необходимых для создания следующего электромобиля – «спортивного семейного седана». После этого Маск намеревался запустить в конвейерное производство более доступную для широких масс модель. Тогда эти планы показались многим респектабельным автоконцернам абсолютно прожектерскими.

Однако, похоже, они все же сбываются. Беспрецедентная популярность представленной в марте этого года Tesla Model 3, доступной американским покупателям за $35 тыс., тому подтверждение. Вполне вероятно, что презентация модели стала переломным моментом в истории автомобилестроения, когда электрокар из нишевого продукта превратился в массовый. В течение двух недель Tesla получила 400 тыс. предварительных заказов на покупку Model 3. Будущим обладателям машины необходимо было уплатить аванс в размере $1 тыс., что они охотно сделали, даже не пощупав обновки.

Если Tesla успеет нарастить производственные мощности, чтобы удовлетворить потребительский спрос, многократно превзошедший изначальные прогнозы, то может стать лидером на рынке электромобилей. Это значит, что к 2020 году по дорогам мира будет колесить около 1 млн машин этой марки. Представьте, как тогда изменится вся глобальная автомобильная индустрия?

Сейчас еще рано заявлять об окончательном успехе Model 3 и полной победе Маска. На пути к триумфу компании придется решить ряд сложных задач, в числе которых увеличение производственных ресурсов, своевременная доставка электромобилей покупателям, соответствие качества выпускаемой продукции заявленным стандартам.

При этом необходимо отметить, что и достигнутый к сегодняшнему дню успех Tesla достаточно сильно встряхнул автомобильную индустрию. Компании Маска удалось научиться сочетать в своих машинах выдающиеся ходовые характеристики, новые технологии и бесподобный дизайн. Все это позволяет сделать вывод о том, что Tesla – новый мощный игрок автомобильного рынка, способный побудить крупные автоконцерны к переменам.

Секреты популярности

Какие же факторы послужили головокружительному взлету Tesla? По мнению исследователей агентства The Boston Consulting Group, сильной стороной и отличительной особенностью компании является сосредоточенность на потребностях клиентов, которая проявляется в нескольких вещах.

Удовольствие от вождения. Традиционные автопроизводители в совершенстве освоили инженерное искусство и поэтому при создании новых моделей много внимания уделяют точности проектирования, детальному дизайну комплектующих и их подгонке. Безупречно ли красочное покрытие кузова? Есть ли огрехи в обшивке салона?

В Tesla все не так – там озабочены впечатлениями, которые получает клиент. Model S во многом просто крутой девайс, iPhone автомобильного мира, с кучей «примочек» вроде 17-дюймового экрана, интерфейс которого напоминает смартфон. Жестами и прикосновениями водитель управляет развлекательной системой, кондиционированием воздуха, характеристиками подвески, энергетической эффективностью двигателя и даже дверью в гараж.

Tesla Model S разгоняется до «сотни» менее чем за три секунды и способна проехать 435 км на одном полном заряде. В дороге водитель и пассажиры могут насладиться музыкой из колонок одной из лучших автомобильных систем звука. В общем, команда Маска сумела создать автомобиль, в который легко влюбиться.

Первым делом – богачи. Традиционную стратегию продвижения электромобилей можно описать следующим образом: купите электромобиль (пускай он немного дороже топливных моделей) и сэкономите на бензине, да еще и экологическую обстановку улучшить поможете.

Первое изобретение Tesla – модель Roadster – предлагалось покупателям за $109 тыс. При этом ни на какие компромиссы клиентам идти не приходилось: машина не требовала заправки бензином или дизелем, обладала прекрасной динамикой и спортивной подвеской.

Ставка на обеспеченных автолюбителей была верным шагом. Компания Маска заручилась поддержкой сильных мира сего и привлекла внимание журналистов. Теперь Tesla может позволить себе не разоряться на маркетинг и внедрять опробованные на дорогих моделях технологии в массовое производство.

Цифровая начинка. С первого дня своего существования Tesla уделяла особое внимание разработке программного обеспечения для своих продуктов. В штате компании разработчики составляют значительную долю. Электромобили Tesla оснащаются уникальным программным обеспечением, что позволяет компании находиться на передовой в деле освоения новых технологий.

Одна из уникальных особенностей Tesla заключается в том, что «прошивка» электромобилей обновляется в режиме онлайн. На подобное не решился ни один другой автопроизводитель.

Прямое взаимодействие с покупателем. Крупные автоконцерны не продают свою продукцию напрямую автолюбителям – на это есть автодилеры. Именно они подбирают помещения для продажи автомобилей, набирают на работу продавцов, занимаются вопросами сервисного обслуживания. Tesla же стремится все это делать самостоятельно, чтобы полностью контролировать свой имидж в глазах клиентов.

Инвестиции в инфраструктуру. Tesla – одна из немногих частных компаний, вложивших огромные деньги в строительство зарядных станций вдоль ключевых шоссе Америки и Западной Европы. Таким образом, все больше владельцев электромобилей могут быть уверены в том, что доедут до места назначения.

Тревожный звонок для конкурентов

Впечатляющие успехи Маска в осуществлении своего плана пробудили многих конкурентов Tesla. Раньше руководители автоконцернов были намного более скептичны по отношению к перспективам популярности электромобилей. Теперь игнорировать Tesla бессмысленно, вместо этого автопроизводителям необходимо задаться неприятными вопросами и понять, смогут ли они противопоставить детищу Маска что-либо стоящее.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить