Смогут ли электрокары стать масс-маркетом

5379

В прошлом году во всём мире было продано около 1,3 млн электромобилей. Хотя это только 1% от общих продаж авторынка, рост по сравнению с 2016 составил 57%

Фото: © Depositphotos.com/alexandr55

К 2024 производители обещают выпустить более 100 новых моделей электромобилей на аккумуляторных источниках питания, что может увеличить долю электрокаров до 30–35% на крупных рынках (Китай, США, Европа) и до 20–25% глобально к 2030. Среди новых моделей будут не только спортивные, но и машины среднего и крупного размера. Так, новую Tesla Model 3 уже заказали больше 450 тыс. человек.

Значит ли это, что автомобили с электродвигателями стали массовым продуктом? Пока нет. Однако аналитики McKinsey выяснили, что нужно делать, чтобы приблизить день прибыльного серийного производства электрокаров.

Не опираться на прошлые стандарты

Несмотря на высокие начальные инвестиции, проектирование полностью вокруг концепции электрического автомобиля (без элементов традиционных машин) выгоднее в долгосрочной перспективе. Так, в электромобилях, созданных по образцу обычных авто, на 25% меньше места для аккумулятора, чем в инновационных моделях. При этом более крупные батареи обес­печивают более высокие мощности и скорость зарядки.

Кроме того, поскольку аккумуляторные технологии развиваются быстро, позволяя электромашинам выдерживать дальние дороги без подзарядки, производители могут предлагать клиентам разные варианты комплектации согласно мощности силовых агрегатов. Например, в батарейных блоках, сохраняя одну и ту же внешнюю форму, может размещаться различное количество активных ячеек. Появится выбор между автомобилями с передним, задним и полным приводом.

Стремиться к большей интеграции

Анализ McKinsey показывает, что в отрасли существует тренд к интеграции отдельных элементов силовых агрегатов. В электромобиле это батарея, электронный двигатель, силовая электроника и модули теплового управления. Под интеграцией подразумевается объединение отдельных модулей и сокращение места между компонентами силовой установки. В более поздних моделях электромашин, к примеру, вес кабелей, соединяющих эти компоненты, существенно меньше, чем в ранних.

Однако пока не существует единого дизайна, признанного всеми производителями. Так, в Ampera-e от Opel расположение силовой электроники похоже на типичное для моделей с двигателями внутреннего сгорания, причем аналогично выглядит и кузов. Но в Tesla Model 3 большинство элементов интегрировано в задней части аккумуляторного блока. В целом новый дизайн позволит автопроизводителям сэкономить на используемых материалах и сроках.

Использовать технологическую революцию

Исследования показывают, что типичный покупатель электромашины технически подкован. В то же время многие инновационные технологии уже готовы к практическому применению. Эти два фактора подразумевают отличную область для тестирования новшеств, которые автопроизводители хотят внедрить в машины (даже традиционные). Однако в таком случае изготовители электрокаров просто обязаны оснащать свои авто самыми пос­ледними разработками, особенно в части содействия управлению транспортом.

Для клиента большое значение имеют также интерфейс и информационно-развлекательная система. Поэтому производители постепенно вносят управление широким спектром внутренних функций, наподобие смартфона. В частности, элементы управления переходят от кнопок к постоянно растущим сенсорным экранам – концепция, которая была впервые опробована в нескольких моделях американских автопроизводителей в конце 1980-х и теперь, похоже, достигла достаточного уровня технологической зрелости и интереса клиентов. В некоторых электромашинах всего шесть-семь кнопок против 50–60 в обычных автомобилях.

Ключевым фактором в данном случае является компьютерная мощность, которая необходима для обработки сигналов от датчиков в реальном времени. Адаптивный круиз-контроль, автономное торможение и даже автономные варианты вождения логичнее вводить с централизованным контролем. К тому же централизация выгодна с точки зрения затрат и регулирования – меньше проводов и протоколов.

Проектировать с учётом стоимости

Рентабельность по-прежнему является проблемой электрокаров, особенно из-за высокой себестоимости силовой установки. Поскольку производители, похоже, уже достигли приемлемых диапазонов работы без зарядки, успешно выйти на массовый рынок может помочь только адаптация цен в зависимости от дизайна. Важно найти цену, привлекательную для клиентов, не подвергая риску маржу.

Эффективность затрат является сильной стороной «старичков» автобизнеса, которые могут разработать электроавтомобили на базе своих старых моделей с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому тем, кто специализируется только на экологичных машинах, нужно как можно скорее сконструировать универсальную платформу.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить