Нигматулин - Тургумбаеву об угонах авто: Не обходится без людей в погонах

8347

В среду, 27 января, на пленарном заседании депутаты мажилиса рассмотрели проект закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005»

Ерлан Тургумбаев
Фото: Серикжан Ковланбаев
Ерлан Тургумбаев

Как пояснил министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев, изменения потребовались для устранения недостатков в нормах соглашения в части сроков ответов на запросы уполномоченных органов. 

«Теперь, согласно положению, на исполнение запроса будет предоставляться один месяц. Необходимы конкретные основания для отказа в предоставлении информации по запросу. 

Кроме того, в протоколе были предусмотрены вопросы предоставления сведений об автомобилях, пострадавших в ДТП, пожарах, стихийных бедствиях, обмена информацией с таможенными органами, обращение не востребованного по истечении одного года транспортного средства в доход государства, на территории которого оно обнаружено. Среди стран, входящих в ЕАЭС, есть единая таможенная граница, транспорт не проверяется, поэтому для обмена информацией данный протокол необходим», - объяснил министр.

Глава МВД посетовал: проблема хищения автомобилей, в том числе между странами СНГ, весьма серьезная. С возвратом похищенных авто и защитой прав законных владельцев - еще хуже: с 2005 до сегодняшнего дня лишь 30% из похищенных автомобилей были возвращены в страну. 

Депутат Гульнара Бижанова обратила внимание на схему с подменой VIN-кодов. 

- Преступным путем перебиваются VIN-коды совершенно новых машин и ставятся на украденные машины такого же цвета, той же марки, и в дальнейшем эти автомобили благополучно реализуются на рынке, в том числе на евразийском. В итоге страдают интересы и нарушаются имущественные права законных владельцев автотранспорта. Они могут даже не подозревать, что за рубежом колесит такая же машина с такими же номерами. Имеются ли межгосударственные механизмы и какие меры вообще Казахстан предпринимает для пресечения данной преступной схемы? - спросила она. 

- Это очень актуальная тема для всех правоохранительных органов, не только Казахстана, - подтвердил министр. - Действительно, сейчас очень много машин-двойников, именно такой способ угона и продажи/перепродажи угнанных автомашин используется практически во всех странах СНГ, не только СНГ, но и Европы и Америки. Мы должны, конечно, поставить препоны. (...) Суть перебивки VIN-кода в чем? Выбирается такая машина в другом государстве, одного цвета, марки, объема двигателя и перебивается VIN-код. Сейчас у нас интегрированы базы данных в госорганах, ни одно автотранспортное средство, заходя на территорию Казахстана, не может уйти вне ведома правоохранительных органов. Потому что как только таможенные органы регистрируют ее, мы уже видим. Если она числится в угоне, если VIN-код числится по базе данных угнанных машин, мы сразу видим. То есть она уже не растаможена, на нее будет наложен арест, дальше будут процедуры установления, как эта машина зашла на территорию Казахстана. 

Подробный рассказ министра не впечатлил председателя мажилиса Нурлана Нигматулина, который тоже оказался весьма неплохо осведомлен в работе таких группировок и прямо заявил: в этой схеме без людей в погонах не обходится. 

- Ни о каких, о которых вы говорите, таможенных процедурах речь не идет. Никто никогда ворованный автомобиль даже с VIN-кодом не понесет на таможенные процедуры. Более того, есть другая схема, она более дерзкая. Они оформляют в той же РФ вообще несуществующий автомобиль, его даже не угоняли с территории Казахстана, берут в регистрационных органах МВД вот этот VIN-код, оттуда заказывается, к примеру, автомобиль Мерседес 222, кузов такого-то цвета, эти все данные по VIN-коду подбираются, отправляются, они умудряются потом поставить этот автомобиль несуществующий не только на учет, но и в сговоре со страховыми компаниями еще и могут - и что получаем? Серьезные, солидные суммы за якобы нанесенный ущерб. В результате эти все махинаторы при интересе, а страдают наши казахстанские граждане. Потому что когда потом продает казахстанский гражданин свой автомобиль, приходит в ЦОН, а ему говорят – а ваш автомобиль в угоне, он в розыске. Посмотрите, уже транснационального масштаба эти группы идут. Ну во всех этих схемах, Ерлан Заманбекович, понятно же, что не обходится, извините меня, без людей в погонах. Как в Казахстане, так и в других странах. Ведь ти данные, а это индивидуальные данные, VIN-кодов, они же не существуют в поликлиниках, в вузах или на улице у пассажиров, у людей. Они существуют у людей, кто на этих вопросах сидит. Кто продает это? Надо посадить на эти вопросы порядочных людей, вот и все, - заявил Нигматулин. 

Он уточнил и данные МВД по угнанным автомобилям: за последние 15 лет в Казахстане украдено 40 303 автомобиля, из них из них обнаружено в странах СНГ 223, а возвращено в Казахстан 66.

- Вот и ответ о результативности работы. Можно собираться с коллегами, обсуждать, еще что-то делать, но цифры – ваши цифры, вот они об этом все и говорят. Надо просто навести порядок с утечкой персональных данных на эти автомобили, которые находятся в системе МВД, - подытожил он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить