Уфук Айбар: Мы хотим создать военно-промышленный кластер

16193

Otokar Central Asia планирует построить в Казахстане завод по выпуску военной и гражданской техники

ФОТО: архив пресс-службы

В октябре в Казахстане завершилась проводившаяся в течение полугода по заданию Минобороны опытно-войсковая эксплуатация (ОВЭ) броневой колесной машины ARMA 8х8 производства турецкой компании Otokar. О том, в чем особенности этой техники, как проходили испытания, почему и как турецкий бизнес хочет инвестировать в ВПК Казахстана, рассказал член правления Otokar Central Asia Уфук Айбар.

Г-н Айбар, как прошли испытания и что за машину вы на них представили?

- Прежде всего, пользуясь возможностью, хочу поблагодарить членов экипажа из числа военнослужащих казахстанской армии, которые эксплуатировали ARMA 8x8 в различных климатических и ландшафтных условиях, а также членов комиссий за их гостеприимство в войсковых частях, сотрудников Министерства обороны Казахстана за их поддержку.

Вы благодарите казахстанских членов экипажа?

- Да. По условиям проведения испытаний машиной полгода управлял и эксплуатировал ее казахстанский экипаж из числа подготовленных нами военнослужащих, турецкие специалисты оказывали весь этот период лишь инженерную и консультационную поддержку. Сами же испытания проходили в трех климатических зонах страны: на юге, в центре и на западе, поскольку по условиям в программу входила проверка и качеств плавучести в Каспийском море. Оценивали результаты комиссии из представителей трех региональных командований.

Машина прошла расстояние, равное практически половине длины экватора, покрывая несколько тысяч километров без серьезных поломок. ARMA 8x8 показала превосходную проходимость на грунтовых дорогах, песках и грязи, а также на междугородних дорогах общего пользования, преодолевала более 1000 км при полном баке топлива. Испытания моделировали различные ситуации, которые могут возникнуть в реальной боевой обстановке. Казахстанский экипаж многократно и без каких-либо затруднений проходил различные препятствия, такие как траншеи и мостовые переходы, крутые и боковые склоны. В этих испытаниях Arma 8X8 продемонстрировала превосходные характеристики и надежность при безотказном использовании.

Не могли бы вы подробней рассказать о самой машине?

- ARMA 8х8 с двигателем 600 л.с., автоматической коробкой передач и системой подвески с прочными винтовыми пружинами. При максимальной массе в 30 тонн машина способна развивать скорость в 105 км/ч на суше, в воде до 9,5 км/час. У ARMA есть зимний комплект, обеспечивающий безотказную работу в экстремально холодных погодных условиях Казахстана, и боевой модуль NEFER с советской 30-мм пушкой 2А42, стоящей на вооружении в казахстанской армии, который был специально разработан компанией Kazakhstan Aselsan Engineering.

Машина сертифицирована согласно стандартам НАТО как обладающая самым высоким уровнем противоминной/баллистической защиты в своей категории, имеет системы кондиционирования/обогрева воздуха и РXБЗ-защиты с внутренним давлением, не требующей использования противогазов, а также автоматическую систему пожаротушения для боевого и моторного отсеков. Экипаж состоит из 11 человек (3+8).

ARMA 8x8, и это показали испытания, обладает превосходными характеристиками, которые позволяют ей продолжать бой, даже если противник повреждает подсистемы. Так, при потере 3 колес она не теряет свою мобильность, а также имеет возможность заменять в полевых условиях всю силовую группу на новую примерно за 1 час.

Кроме того, модульный принцип конструкции позволяет адаптировать машину под различные задачи путем установления различных боевых модулей с вооружением от пулеметов калибра 7,62 мм до орудий калибра 105 мм.

Боевой модуль NEFER, который благодаря своей необитаемости обеспечивает высокую защиту экипажа, позволяет выполнять задачи в дневное и ночное время суток. Он также имеет возможность интегрирования противотанковых ракет. Кроме того, машина продемонстрировала во время испытаний возможность уверенной и эффективной стрельбы при движении со скоростью 50 км/час.

ARMA - серийно производимая техника с наличием реального боевого опыта. Это специальная плавающая бронированная техника, обеспечивающая высочайший в своей категории уровень защиты. С 2011 года она поставляется в ряд стран Ближнего Востока и Африки. А там, как вы знаете из прессы, не всегда спокойно. Опыт участия в боях позволяет нашим инженерам и конструкторам оперативно вносить усовершенствования в конструкцию, причем упор делается прежде всего на безопасность экипажа и живучесть машины. Еще один урок, который дает нам боевая практика, это то, что под разные задачи необходимо разное вооружение. Модульная система это позволяет реализовывать. Так, например, в ОАЭ наши машины оснащены башнями от российской БМП-3 - таково было пожелание заказчика.

Имели ли вы до этого опыт работы в Казахстане?

- На сегодняшний день наша продукция - бронированные машины «Кобра 4х4» уже стоят на вооружении армии Казахстана. Для «Кобры» в Нур-Султане был создан цех, который занимается техобслуживанием и ремонтом техники. В 2019 году мы создали новую компанию Otokar Central Asia. Компания зарегистрирована в Международном финансовом центре «Астана».

Otokar является компанией одного из крупнейших в Турции частных холдингов Koç Holding, единственной турецкой компанией, входящей в рейтинг Fortune Global 500, на которую приходится около 8% ВВП Турции. Наблюдательный совет Otokar возглавляет Али Коч.

Стратегическая цель компании, как видно из ее названия, – это работа, прежде всего в Казахстане, а также в целом в Центральной Азии, в первую очередь в сфере оборонной промышленности, а также в гражданском сегменте, в частности в коммерческом машиностроении. Мы хотим производить военную и гражданскую технику здесь, в Нур-Султане, и поставлять в страны Центральной Азии.

Помимо военной техники, компания производит также автобусы и коммерческую технику. Otokar существует с 1963 года. Одно из наших конкурентных преимуществ – это то, что у нас уже более 30 лет опыта в области R&D. Поэтому все ключевые узлы конструкции наших машин – это результат собственных инженерно-конструкторских разработок. Кроме того, есть полигон и лаборатории, на которых производятся реальные испытания по живучести машин, например, противоминной защите, которая постоянно совершенствуется.

Каковы ваши планы и стратегия?

- Наши планы и стратегия следующие – в случае получения задания, во-первых, будет создан завод.

Это будет крупноузловая сборка?

- Все зависит от объема заказа. Вы же понимаете, что это специфическая техника, которая не продается на открытом рынке, например в автосалонах. Поэтому планы по глубине локализации будут прямо зависеть от объемов заказа. Чем больше спрос – тем больше глубина.

Есть ли минимальный порог объема заказа для локализации и какой он?

- Этот вопрос как раз сейчас обсуждается, и я не смогу вам точно ответить. Но все это предмет переговоров.

Для военной техники громадное значение имеет организация обеспечения имеющейся на вооружении техники запасными частями, а также техобслуживание и ремпригодность. Как вы планируете наладить эти процессы?

- Мы всегда обеспечим обслуживание, ремонт и запчасти для нашей техники. В настоящее время мы обеспечиваем сервисное и техническое обслуживание нашей бронетехники более чем в 30 странах, а при необходимости также поставляем запасные части. У нас большой опыт в этой области.

Первый этап – это завод, а следующие?

- В случае получения задания, на заводе планируется наладить производство колесной и гусеничной техники. Мы полагаем, что на этот вид продукции спрос в этом регионе будет больше, так как конкуренция на рынке гусеничной техники ниже по сравнению с колесной. Учитывая, что и гусеничный Tulpar, и колесная ARMA изготовлены в рамках единой платформы, а многие конструкции, детали, узлы машин унифицированы, следующим нашим шагом будет поиск местных поставщиков, которым мы будем заказывать производство тех или иных агрегатов. Так как, еще раз повторю, гусеничная и колесная машины унифицированы, у наших партнеров будет большой объем заказов.

Вы уже проводили предварительный поиск поставщиков в Казахстане?

- Да, мы провели переговоры с несколькими местными компаниями-поставщиками, изучили их производственные возможности. Они готовы с нами сотрудничать. Однако пока что-то более подробное я сказать не могу, так как это коммерческие переговоры.

Как вы оцениваете поставщиков подсистем?

- Общаясь с поставщиками, мы смотрим прежде всего на их потенциал – станки, технологии, подготовку персонала. Вообще, наша идеология заключается в том, что бы активно работать прежде всего с местными поставщиками, как минимум по двум причинам. Первая заключается в том, что это просто экономически выгодно и нам, и нашим покупателям. Снижается стоимость операционных расходов, транспортных, упрощается логистика. А клиенту, который эксплуатирует нашу технику, удобно то, что на местном рынке есть компании, которые производят запчасти и он не зависит от логистических проблем. Например, как в коронавирус, когда были прерваны или заморожены многие мировые цепочки поставок. Вторая причина – это то, что если мы все будем не только разрабатывать, но и сами производить, то не будем успевать за скоростью, с которой меняется рынок, а, во-вторых, очень сложно абсолютно все делать лучше всех. Мы предпочитаем «развивать» своих поставщиков.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить