Когда Uber начнёт работать в Казахстане?

11838

Региональные менеджеры Uber в странах СНГ рассказали Forbes.kz о перспективах выхода компании на рынок РК

С региональным генеральным менеджером Uber в странах СНГ Алексеем Стахом и менеджером по коммуникациям компании по России и СНГ Евгенией Шиповой мы беседовали 26 мая, когда в Астане проходил экономический форум. Очевидно, что в столицу Казахстана коллеги приехали не первый раз и не только на форум. В Казахстане расписание Алексея и Евгении довольно плотное, а одна из встреч проходила – удалось невольно подслушать – в «Зажигалке», т.е. в резиденции Министерства по инвестициям и развитию.

Алексей Стах рассказывает о стартапе, на который работает, с упоением, даже с фанатизмом.

- Многие считают, что Uber – компания противоречивая, скандальная, которая нарушает порядок. В общем, много о нас сложилось мифов, - начинает свой спич Алексей. - На самом деле Uber ведет свою деятельность в соответствии с законодательством страны пребывания, тем более в СНГ.

В странах Содружества Uber уже успешно работает в России, Азербайджане и Белоруссии. Всего же, после старта в 2009 в Сан-Франциско, компания присутствует в более чем 400 городах 70 стран. В декабре 2015 в мире была совершена миллиардная поездка с помощью приложения. Сегодня через платформу осуществляется 7 млн поездок ежедневно.

- В Uber нет диспетчеров и телефонов, поездка заказывается только через приложение в смартфоне, - продолжает Алексей. – Стоимость рассчитывается по окончанию поездки с использованием GPS. Тем не менее, у пользователя есть возможность оценить стоимость поездки перед ее началом.  Пределы цены за поездку программа позволяет рассчитать  заранее. Также пользователь  заранее знает, какой водитель на какой машине с каким госномером едет на заказ. Пользователь также может связаться с водителем через приложение и уточнить, например, детали подачи автомобиля. В приложении по карте видно, как машина передвигается, и по итогам поездки пассажир получает детализированный отчет по тарифам. Все поездки фиксируются в системе, поэтому всегда можно найти, какая компания или водитель обслужила пассажира. Это удобно, когда, например, в салоне были оставлены вещи.

Все платежи за поездки проходят в безналичном режиме: пассажиры привязывают к приложению данные своей банковской карточки. Водителям деньги также поступают по безналу. Таким образом, говорит Алексей, пассажира Uber никто не может обсчитать.

Это, конечно, особенно удобно для иностранцев, которые понятия не имеют, сколько, например, стоит поездка из аэропорта в центр города - $10 или $100, чем и пользуются многие «бомбилы». Например, в Минске программа была запущена в ноябре 2015, и за первые 4 месяца в столице Белоруссии ею воспользовались жители 52 государств.

- Из-за того, что все платежи через Uber осуществляются по безналу и официально, с приходом на рынок нашей платформы в стране увеличатся налоговые поступления, - уверяет Алексей. – Вообще у нас - полная прозрачность как для госорганов, так и для клиентов.

Собеседники настаивают на легальности бизнеса Uber, и за время беседы повторяют это неоднократно. Видимо, компания пытается доказать и чиновникам, и обществу, что они не будут наступать на грабли inDriver, который в Казахстане заблокировали из-за сомнений в прозрачности деятельности.

По словам Алексея Стаха, система авторизации водителей в Uber многоступенчатая: сначала они подают в компанию заявку, потом должны загрузить в программу свидетельство о регистрации в качестве ИП или юридического лица, загрузить справку об отсутствии судимости, пройти техосмотр и т.д. Машина водителя должна подходить под критерии Uber. В разных странах они – разные.

- Скажу навскидку: в Казахстане это будут машины возрастом не старше 5-7 лет. И автомобиль не должен быть суперкомпактным, - говорит г-н Стах.

Со стартапом могут сотрудничать как частные извозчики, так и целые компании и даже таксопарки. Обязательно требование для них - наличие регистрации ИП или юридического лица. Правда, для этого они должны убрать шашечки, потому что, как подчеркивает Алексей, «Uber – это не такси». В том же Минске, говорит собеседник, водители предоставляют высочайший сервис: предлагают пассажирам напитки и конфеты, уточняют, какую музыку предпочитает слушать пассажир. Все потому, что по итогам поездки программа предложит пользователю оценить качество услуг этого водителя по 5-балльной шкале.  

Учитывая, что поездки с помощью Uber обычно обходятся дешевле, чем на такси, можно было бы сказать, что это – отличная программа для передвижения. Если бы не одно но – против нее всегда выступают таксисты, а во многих странах она просто запрещена. Когда напоминаешь об этом Алексею, у него уже готов ответ:

- Законодательство некоторых стран, к сожалению, опаздывает за развитием общественных отношений и цифровых технологий, и порой препятствует прогрессу. Тем не менее, во многих государствах процесс совершенствования законодательства уже начался, и мы оптимистично смотрим в будущее. В Казахстане же мы провели большую скурпулезную юридическую работу, проработали каждый пункт законодательной базы, и видим, что Uber полностью соответствует действующему законодательству вашей страны, - уверяет Алексей.

FА как насчет активных протестов таксистов?

- Сможете назвать хоть одну страну, где пропало такси после прихода Uber? Таких нет. Мы вообще работаем только на людей, у которых есть смартфоны и банковские карточки. А любители вызвать такси взмахом руки или по телефону будут всегда.

С приходом Uber рынок перевозок, как правило, существенно увеличивается, обычно в разы. В первую очередь, за счет тех, кто раньше вообще не пользовался такси или тех, кто отказывается от личного авто – в США, например, это уже тренд. А, потом, еще срабатывает эффект мультипликатора: чем больше людей начинают пользоваться Uber, тем дешевле становится услуга. В некоторых странах у наших пользователей есть возможность поехать с несколькими попутчиками. И в этом случае цена поездки стремится к стоимости проезда на общественном транспорте, - подчеркивает Алексей.

Сколько зарабатывает водители и какой процент с поездки получает сам Uber, представители компании, оценивающейся в $62 млрд, не называют – говорят, стартап еще не вышел на IPO, чтобы раскрывать ключевые финпоказатели. Однако инвесторы у Uber «очень серьезные», говорит Алексей.

Кстати, собеседники Forbes.kz месяцем ранее, 21 апреля, встречались с министром по инвестициям и развитию РК Асетом Исекешевым. Об этой встрече представители Uber тоже не хотят распространяться, описывая рандеву с министром лишь общими фразами типа «очень положительная встреча» и «мы обменялись взглядами на будущее развития цифровых технологий».

По словам менеджеров Uber, стартап видит хорошую возможность для выхода на казахстанский рынок. И в первую очередь компании интересны сейчас Астана и Алматы. Однако точную дату выхода собеседники всё же не называют.

P.S. 31 мая 2016 известный  казахстанский блогер Ерлан Сакенов на своей странице в Facebook написал: «Uber пригласил меня на мероприятие, которое состоится на этой неделе в Астане. Посмотрим что покажут».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить