Три пятых казавтопрома и треть рынка
«АЗИЯ АВТО» подводит предварительные итоги года
Главная стройка казахстанского автопрома продолжается без перерывов на зимние холода. Мы внимательно следим за ходом реализации совместного проекта «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Напомним, в тандеме с глобальным автоконцерном №1 казахстанский холдинг ведёт в Усть-Каменогорске строительство автомобильного кластера, мощности которого позволят производить 60 тыс. автомобилей в режиме полного цикла. Пять месяцев назад здесь начали возводить цеха сварки и окраски автомобильного кузова. Только эти производства поднимут уровень локализации до 50%. Дополнительный рост добавленной стоимости обеспечит технопарк по выпуску автокомпонентов – он разместится здесь же.
Температура на востоке Казахстана ушла в минус ещё в ноябре. Чего не скажешь о показателях работы команды строителей, занятых на площадке «АЗИЯ АВТО Казахстан»: с момента закладки первого камня они переместили 1,6 млн кубометров грунта, переработали 148 тыс. кубометров песчано-гравийной смеси, изготовили 16,2 тыс. кубометров бетона, 365 колонн и 965 ростверков фундамента, погрузили 16,3 тыс. свай в основание цеха окраски.
Не менее энергично работают и подрядчики: только с начала ноября они изготовили партию металлических ферм общим весом 293 тонны. На сегодня готовы 553 тонны перекрытий, предназначенных для цеха сварки. Монтаж идёт полным ходом. В ближайшие месяцы на высоту бетонных колонн будут подняты 885 тонн огнестойкого металла. Параллельно строители готовятся к заливке монолитного перекрытия корпуса цеха сварки.
- Инвестировано $68,6 млн
- Перемещено 1,6 млн м3 грунта
- Добыто и переработано 148 тыс. м3 песчано-гравийной смеси
- Изготовлено 16,2 тыс. м3 бетона
- Погружено более 16 273 свай
- Изготовлено 365 колонн, 965 ростверков, металлические фермы массой 553 тонны
Пока идет строительство новых мощностей, на действующем усть-каменогорском производстве кипит ещё более оживленная работа. На минувшей неделе команда «АЗИЯ АВТО» отметила 16-летие предприятия. С какими результатами завод подошёл к этой дате и что намечено на 2019 год, нам рассказал президент «АЗИЯ АВТО» Ерик Сагымбаев.
- Год был плодотворным. На наш конвейер встали 14 новых и обновлённых моделей. Рыночная доля завода и казавтопрома в целом достигла рекордной отметки: сегодня каждый третий казахстанец, покупающий новый легковой автомобиль, выбирает одну из моделей «АЗИЯ АВТО». В 2019 году наш портфель пополнят не менее 6 моделей четырёх брендов. Кроме того, линейка прицепов, конструкции которых разработаны нашим собственным КБ, расширена до 4 модификаций.
По итогам текущего года производительность и вклад предприятия в ВВП удвоены. Выпуск увеличен на 60%. Завод завершает год на отметке 18 тыс. автомобилей. К концу 2019 года планируем отгрузить уже 30 тыс. единиц.
Активная работа позволяет нам повышать и социальные обязательства. В течение года мы расширили штат предприятия на 19% и подняли средний уровень оплаты труда на 20% – до 221 тыс. тенге. Это на две трети выше средней планки заработной платы по области и на 39% превышает аналогичную цифру по республике.
Стоит напомнить, что казахстанская автоиндустрия пока не оправилась после рыночного спада 2014-2016 годов. Но процесс восстановления идет весьма активно: с начала года выпуск автомобилей в республике вырос на 72%. Вклад отрасли в ВВП по итогам 11 месяцев увеличен на 41% и равен уже 185 млрд тенге. Автопром вернул себе место самой быстрорастущей отрасли несырьевого сектора. И в 2018 году этот результат уже не спишешь на «эффект низкой базы» – цифры уверенно приближаются к докризисным значениям.
Локомотивом этого процесса выступает именно усть-каменогорский конвейер. По итогам неполного года из цехов «АЗИЯ АВТО» вышли три из пяти всех автомобилей, выпущенных на территории республики. Вклад предприятия в ВВП страны в январе-ноябре вырос в 2,2 раза и составил 84,7 млрд тенге.
«АЗИЯ АВТО» сохраняет лидерство и по критерию производительности. Этот показатель коллективу также удалось увеличить более чем вдвое - до 47 млн тенге на одного работника (по добавленной стоимости) по результатам 11 месяцев.
- Произведено 146 тысяч автомобилей
- Инвестировано в производство и инфраструктуру сбыта: $489 млн
- Создано более 5 тысяч рабочих мест
- Направлено в бюджет в виде налогов: 90 млрд тенге
Но это, что называется, сухие цифры. Для рядовых покупателей усть-каменогорских автомобилей гораздо важнее другое – насколько владение отечественной техникой стало комфортнее с потребительской точки зрения?
Как казахстанский автопром реализует послание президента?
День Первого Президента – не только повод осмыслить путь, который проделала... →
Принципиально новый ответ на этот вопрос заводчане дали год назад, когда первыми среди автопроизводителей стран СНГ приступили к внедрению технологий «подключённого автомобиля». Сегодня connected cars – одно из наиболее активно развивающихся направлений Индустрии 4.0 в автопроме.
Высокоскоростной интернет позволяет обеспечить непрерывную связь автомобиля с сервисным центром производителя, а водителю дает возможность управления машиной с экрана собственного смартфона.
Более того, функционал удалённой диагностики информирует владельца о необходимости техобслуживания или ремонта. Используемые технологии big data позволяют вести предиктивную диагностику, определяя, какие узлы могут выйти из строя в ближайшее время.
Если автомобиль эксплуатируется в корпоративном парке, компания может легко отслеживать маршруты и статистику эксплуатации каждой единицы техники благодаря специализированному интернет-порталу.
На «АЗИЯ АВТО» все эти возможности реализованы под брендом BIPEK Contact. В 2018 году «умным» телематическим устройством в серийном режиме начали оснащать ряд моделей LADA. В 2019 году система BIPEK Contact будет доступна всем новым покупателям усть-каменогорских машин под брендами LADA, KIA, Skoda и УАЗ.
Однако инновационные потребительские сервисы – лишь один из множества проектов цифровизации, которыми занята команда «АЗИЯ АВТО». Здесь «цифровизация» – не модное слово, а в хорошем смысле рутинная работа, охватывающая все без исключения подразделения. Производственная цепочка предприятия – от управления перемещением комплектующих до финансового планирования – уже в 2019 году будет автоматизирована на 100%.
- Как и 16 лет назад, «АЗИЯ АВТО» остается предприятием №1 в отрасли: конвейер завода генерирует три пятых выпуска отечественного автопрома, – подчеркивает г-н Сагымбаев. – Модернизация действующих и строительство новых мощностей, цифровизация производственного процесса, расширение линейки «подключённых автомобилей» – эти усилия позволят нам упрочить рыночное и технологическое лидерство в 2019 году.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram