Tesla Model 3 против Chevy Bolt: выживут оба или только сильнейший?

14513

Это не просто конкуренция – это битва, которая явно войдет в число самых жестоких маркетинговых войн в мире

 

Два автомобиля в одной нише – так ли все критично?

Chevy Bolt проводит премьеру и обещает скорый выход модели на рынок. Но Tesla Model 3 ломает Chevy все планы: объявляет старт предпродаж и набирает рекордное количество заказов. Сможет ли Chevy Bolt справиться с таким ударом?  

На первый взгляд ничего страшного не произошло: бензиновые автомобили одного класса регулярно параллельно выходят на рынок, и каждый находит своих покупателей. Отчего же сейчас поднялась такая шумиха вокруг этих двух моделей?

А дело вот в чем. Многие небезосновательно считают, что будущее – именно за электромобилями. Однако до сегодняшнего дня позволить себе приобрести электрокар могли лишь очень немногие, и главным препятствием этому была цена.

Одной из первых идей главы Tesla Элона Маска изначально был выпуск электромобилей, доступных широкому кругу потребителей, но их себестоимость оказалась слишком высока для этого, и цену пришлось значительно увеличить. При этом идею создания бюджетного электрокара Маск не бросил и продолжал активно работать над ее воплощением.

С тех пор мировая общественность начала внимательно следить за премьерами новых дорогих моделей, питающихся от тока, с нетерпением ожидая появления первого бюджетного электромобиля.

Второй вопрос, всегда волновавший поклонников прогрессивных технологий - небольшой запас хода, доступный первым электромобилям. Учитывая пока не слишком разветвленную сеть зарядных станций и весьма длительное время, требующееся для перезарядки батареи, это весьма ограничивало владельцев электромобилей при выборе маршрутов путешествий. Конечно, в Tesla работали над решением этого вопроса и, в частности, разработали аккумуляторы, которые можно было быстро менять, но финансовый вопрос это все равно не решало.

Таким образом, спрос на бюджетную модель с достаточным запасом хода рос в течение нескольких лет, а адекватного предложения все не было. И вдруг появилось сразу два варианта, которые поставили целевую аудиторию перед выбором. Неудивительно, что тут же появились сравнения и ставки: кто же победит – Tesla или General Motors, какой автомобиль потенциальные владельцы захотят поставить в гараж - Model 3 или Chevy Bolt?

Что одним - премьера, то другим - фиаско

На протяжении нескольких последних лет и General Motors, и Tesla неоднократно сообщали о разработке выносливых бюджетных моделей. И вот свершилось.

Представление первой производственной версии Chevy Bolt стало одним из главных событий международной выставки Consumer Electronic Show (CES), состоявшейся в январе 2016 в Лас-Вегасе. Возможность проехать 200 миль (около 320 км) на одном заряде, привлекательная цена в $30 тыс. после вычета налоговых льгот и скорое появление в продаже - уже в конце 2016 – столько заманчивых предложений в одной модели тут же вынесли Chevy Bolt во все заголовки.

Увы, триумф GM продолжался недолго: менее чем через два месяца после их триумфальной премьеры, в марте 2016 Элон Маск представил Model 3, чем вызвал ажиотаж, который и не снился Chevy Bolt. В то время как General Motors пошли по традиционному пути вывода модели на рынок (анонс – премьера – скорое поступление в продажу), Маск как всегда придумал необычный ход (после этого его еще чаще стали сравнивать со Стивом Джобсом, умевшим заставить людей ночевать у магазинов, ожидая выхода новых моделей Apple).

В этот раз идея Маска была такова: в момент, когда он вышел на сцену для представления Model 3, в интернете стартовали онлайн-предпродажи модели. Внеся на счет компании всего $1 тыс., можно было зарезервировать один из первых экземпляров новой модели Tesla. Правда, сесть за руль новинки ее владельцы смогут не раньше, чем года через полтора (ее выход на рынок намечен на 2017), но, судя по всему, это не смутило 135 тыс. человек, которые сделали предзаказ на Model 3 в течение двух часов, пока проходила ее презентация. За первую же неделю после представления модели Tesla получили в общей сложности 325 тыс. предзаказов, вызвав этим настоящую бурю в автомобильном мире.

В чем же причина безумной популярности Model 3, и есть ли на ее фоне шансы на успех у Chevy Bolt? Давайте разбираться.

Цена: у кого на самом деле авто дешевле?

С ценами на бензиновые автомобили все предельно ясно: производитель указывает в рекламе цену за базовую комплектацию – и именно эту сумму платят при покупке желающие приобрести авто.

С экологически чистыми автомобилями в США ситуация более выгодная, но и несколько более запутанная. Чтобы вдохновить людей на покупку безопасных для окружающей среды электромобилей, в 2009 американцами была учреждена федеральная программа, согласно которой покупатели первых 200 тыс. экологически чистых автомобилей получат федеральный налоговый вычет в размере $7500 (иными словами, просто заплатят за электромобиль на $7500 меньше). Однако эта программа лимитирована рядом ограничений: право на скидку получают только покупатели первых 200 тыс. машин.

С момента, когда продажи превысят эту цифру, начинается второй этап действия программы: в течение 6 месяцев все покупатели электрокаров получают скидку $3750, независимо от количества проданных авто.

Американцы, решившие купить экологически чистый автомобиль в следующие после этого 6 месяцев, заплатят за него уже на $1875 меньше.

А к 2020 срок действия федеральной программы субсидирования электромобильной промышленности закончится, и жители США будут покупать автомобили на аккумуляторных батареях уже за полную стоимость (если к этому моменту не выйдет какой-нибудь новый закон, обеспечивающий продление такого рода льгот).

Увы, все вышесказанное касается только Америки, в других странах и Model 3, и Chevy Bolt будут продаваться за полную стоимость. Но при этом и Tesla, и GM указывают в рекламе цену, ориентируясь именно на американский рынок с его льготной программой.

Что интересно: принцип подачи цены у Tesla и GM принципиально отличается. Увидев задекларированную Tesla цифру $35 тыс. и показанную GM сумму $30 тыс., можно сначала решить, что Chevy Bolt дешевле, чем Model 3. На деле все наоборот: цена на Chevy Bolt указана уже с вычетом стандартной на сегодня федеральной скидки в $7500. Таким образом, полная цена автомобиля составляет $37,5 тыс. – ее-то и заплатят жители других стран, а также те в США, кто решится на покупку после того, как срок действия программы закончится. То есть, в GM указали такую цену, будучи уверенными, что все их потенциальные покупатели попадут в число тех самых 200 тыс. счастливчиков, кто получит право заплатить за авто на $7500 меньше.

Подход Tesla кардинально отличается: планируя в скором будущем производить и, соответственно, продавать до 500 тыс. автомобилей в год, Маск и его команда реалистично осознают, что не всем покупателям новой Tesla достанется скидка, поэтому указывают в рекламе полную стоимость автомобиля, а дальше уж кому как повезет. Теперь становится вполне понятным ажиотаж среди желающих заказать Model 3 первыми: кроме владения долгожданным авто, ранний заказ еще и дает им гарантированное снижение цены благодаря федеральным льготам.

Учитывая то, что количество предзаказов Model 3 уже составило 325 тыс., а продажи Chevy Bolt еще не начинались, весьма вероятно, что многие американцы получат Model 3 за $27,5 тыс. вместо полной стоимости в $35 тыс. В то время, как потенциальные владельцы Chevy Bolt отдадут за автомобиль в лучшем случае $33,75 тыс. вместо полной стоимости в $37,5 тыс. (если успеют купить авто на втором этапе действия федеральной программы).

Итого: полная стоимость Model 3 – $35 тыс., Chevy Bolt – $37,5 тыс. Поставив цену изначально ниже, чем у GM, Tesla, к тому же грамотно, хотя и дерзко сыграли на американской федеральной программе – и получили фантастический спрос на еще не выпущенный автомобиль.

Что, кроме цены, привлекает в Model 3, и что в ответ есть у Chevy Bolt?

Тема, не менее актуальная, чем цена, для всех потенциальных владельцев электромобилей - запас хода и возможность зарядки батареи для продолжения пути. По мнению многих, преодоления расстояния в 300 км без подзарядки вполне хватит, чтобы чувствовать себя уверенно, разъезжая за рулем электромобиля в повседневной жизни. Chevy Bolt предлагают больше – 320 км пути на одном заряде. У Tesla лимит пути ненамного, но все же еще больше – 346 км без подзарядки.

Для длинных путешествий, где без подзарядки не обойтись, у Tesla есть решение: запатентованная Tesla сеть Supercharger, являющаяся частной собственностью компании. К следующему году число зарядных станций Supercharger должно удвоиться, что позволит владельцам Model 3 следовать на своих автомобилях практически куда угодно.

General Motors не планирует строить подобную сеть самостоятельно или совместно с кем-то. При этом общественные зарядные станции по-прежнему встречаются очень редко (из-за этого и популярность электромобилей растет не так быстро, как хотелось бы). Кроме того, сейчас идет борьба между двумя конкурирующими стандартами для так называемых зарядных станций Level 3 в то время, как зарядное устройство Tesla отличается от них обоих (а значит, даже в теории владельцы электромобилей других марок не смогут воспользоваться зарядками Tesla).

Если говорить о внешнем виде, то просторный салон и практичный стиль (тип кузова – компактный хэтчбек) должны сделать Chevy Bolt привлекательным для тех, кто высоко ценит практичные Honda Fit или Mazda 3.

Model 3 – шикарный седан со стеклянной крышей и салоном, достаточным для размещения пяти взрослых людей. Он больше придется по вкусу тем, кто предпочитает стильные автомобили, выглядящие в стиле luxury. Приятная практичная добавка для будущих владельцев – оснащение каждого автомобиля Model 3 функцией автопилота для повышения безопасности вождения.

Chevy Bolt: перспективы на будущее

В то время как мировая автомобильная общественность бурлит, General Motors сохраняют спокойствие и не предпринимают никаких явных шагов в сложившейся ситуации. Представитель Chevy Кевин Келли заявил, что считает любой интерес, проявленный людьми к электромобилям, полезным для всех производителей. Также он отметил, что очень вдохновлен, видя высокий спрос на применение новых технологий в автомобилестроении, и считает, что это предвещает успех для электромобиля Bolt.

Кстати, позицию Келли полностью разделяет Элон Маск, который в течение всех последних лет активно призывал автопроизводителей серьезно отнестись к электромобилям.

Кроме позитивного отношения к происходящему, у GM есть еще один весомый козырь в виде большой форы на старте. Вполне возможно, кто-то из потенциальных владельцев Tesla не захочет так долго ждать (учитывая выход производственных моделей только в следующем году и количество уже сделанных предзаказов, тем, кто сейчас закажет Model 3, придется ждать минимум пару лет). В то же время Chevy Bolt будет доступен для покупки уже в конце этого года. Если же GM, к тому же, удастся откорректировать цену на Chevy Bolt, хотя бы сравняв ее с $35 тыс., заявленными в качестве полной стоимости Model 3, шансы на успех возрастут. Впрочем, вполне возможно, у General Motors есть план Б, о котором мы скоро узнаем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить