Tesla - проект, который едва не обанкротил Элона Маска

21761

Сегодня капитализация компании Tesla Motors составляет около $18 млрд; флагман бренда - Tesla Model S возглавляет ряд рейтингов как самый популярный люксовый седан; Элон Маск анонсирует летающие автомобили. А ведь ещё недавно компания была на грани краха

Tesla принято ассоциировать исключительно с харизматичным лидером компании Элоном Маском, однако изначально идейным вдохновителем бренда был не он, а инженер и заядлый автолюбитель Мартин Эберхард. Обожавший скорость Мартин решил, что отличной бизнес-идеей будет спорткар, летающий на запредельной скорости и при этом экономящий топливо. Так как для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания это утопия, Эберхард решил создать первый в мире спортивный электрокар.

Мартин и его компаньон Марк Тарпеннинг (также инженер) разбирались в электричестве гораздо лучше, чем в устройстве автомобилей, поэтому встреча с Яном Райтом была для них как нельзя кстати. Этот новозеландец собирал спортивные автомобили в свободное время; основным же его бизнесом были оптические переключатели. Презентуя свои переключатели основателям Tesla, Райт и получил предложение о сотрудничестве.

К идее спортивного автомобиля на батарейках Райт отнесся весьма скептически, убежденный, что электромотор способен привести в действие разве что неспешную машину для гольфа, но никак не стремительный спорткар. Тем не менее, идея Райта увлекла, и он стал третьим соучредителем компании, начав искать средства для осуществления амбициозного проекта.

Именно Райт представил концепцию Tesla любителю инноваций Элону Маску, согласившемуся стать инвестором перспективного стартапа. Интересно, что сам Райт вскоре покинул компанию, не веря в экономическую целесообразность дорогих спортивных электрокаров, и занялся производством электродвигателей для грузовиков, окупавших себя в два с половиной раза быстрее.

Маск к этому моменту уже успел прославиться успешным воплощением в жизнь фантастических проектов, в которые не верил никто, кроме него. Разработав систему электронных платежей X.com, уже через год Маск объединился с PayPal, сделал ставку на интернет-аукционы, провел там оригинальную вирусную маркетинговую кампанию – и вскоре продал PayPal компании eBay за $1,5 млрд, получив свою долю дохода в размере $180 млн.

Большую часть прибыли Элон Маск пустил на развитие проекта, о котором мечтал с детства - платформы для космических путешествий Space X. Поставив себе за цель сделать полеты людей на другие планеты делом привычным, многократным и главное – доступным, Маск решил собирать ракеты самостоятельно, делая это быстрее и дешевле остальных. Многие поставщики, к которым он обратился, не воспринимали его всерьез: Маск требовал от них комплектующих для своей первой ракеты на высшем уровне, при этом сроки изготовления и стоимость деталей должны были быть минимальными! Скажем, турбонасос для ракетного двигателя, который обычно изготавливается в течение пяти лет, за что компания Boeing платит около $100 млн, Маск захотел получить за год и за $1 млн – и самое главное, что у него это вышло. 

Увы, но три первые запуска ракет Falcon закончились неудачей, и только четвертая попытка удалась, однако это уже происходило параллельно с разработкой первой модели спортивного электромобиля Tesla.

Предложение о финансировании Tesla поступило Маску всего через год после запуска Space X, и он не просто заинтересовался, а вложил в стартап $70 млн, став его крупнейшим акционером. Учитывая то, что $100 млн из заработанных от продажи PayPal $180 млн Маск уже вложил в Space X, финансирование проекта Tesla опустошило его счет, чуть не погубив обе компании – ведь оба проекта находились в процессе старта и нуждались в инвестициях, средств на которые у Маска уже не осталось.

Если бы хоть одна из компаний давала прибыль, за её счет можно было поддержать второй проект. Но в то время как первые ракеты Falcon упорно не взлетали, начало работы над первой Tesla также сопровождалось неприятностями.

Во-первых, Маск сразу же не сошелся с автором проекта Мартином Эберхардом. Ситуацию удавалось держать под контролем, пока Элон был лишь председателем совета директоров и не стремился к оперативному управлению компанией, вникая по большей части в интересные ему технические моменты. Так, Маск разрабатывал дизайн передних фар, работал над модулем батарей и настаивал на применении композитных материалов в конструкции кузова.

Однако время шло, а дебютная модель Tesla Roadster всё не была готова. Сайт Truth about cars даже создал постоянно обновляющийся раздел, в котором следил за смертью Tesla. Масла в огонь подлил скандал с компанией Lotus, из которой Tesla якобы активно переманивали сотрудников.

Венцом проблем стала отпускная стоимость автомобиля, вдвое превысившая запланированные $92 тыс. И Маск перешел к кардинальным мерам, первой из которых стало скандальное увольнение из компании Эберхарда, который тут же стал судиться с Маском.

Элон стоял перед непростым выбором: перераспределить все имеющиеся средства между Space X  и Tesla, не обеспечив нужного притока денег ни одной из компаний, либо вложить все деньги в один из проектов, тем самым поставив крест на втором.

Он выбрал третий вариант: нанял в Tesla известного своими радикальными мерами менеджера Зеева Дрори и начал с его помощью нещадно урезать статьи расходов. Чтобы покрыть расходы, Маск даже продал свой любимый автомобиль McLaren F1, но этого было мало, и он отправился лично убеждать первых заказчиков не забирать уже внесенную предоплату, гарантируя компенсацию в случае фиаско.

Также Маск активно занялся поиском акционеров – и получил инвестиции от нескольких друзей, в числе которых были основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж.

Следующий шаг Маска был гораздо более рисковым. Увидев, что потенциальные инвесторы VantagePoint не собираются выделять ему требуемую сумму, Маск заявил, что сам профинансирует проект, взяв кредит для Tesla от имени его же компании Space X, которой, по слухам, светил очень выгодный контракт с NASA. VantagePoint поняли: смелый Маск так и сделает, обойдясь без их помощи, - и дали ему нужную сумму. Кстати, совсем скоро, в декабре 2008, Space X действительно заключила с NASA контракт на $1,6 млрд, что позволило компании обеспечить регулярные полёты своих ракет на МКС.

В это же время, в конце 2008, Tesla Roadster наконец был выпущен в серийное производство по цене, лишь на $20 тыс. превышавшей изначально запланированную. Однако праздновать успех было рано: первая модель Tesla не вызвала ожидаемого ажиотажа среди покупателей. Чтобы продемонстрировать, на что способен электрокар, его отдали на тестирование в знаменитую программу Top Gear, но вместо пиара Tesla ожидал скандал: ведущий Джереми Кларксон заявил, что вместо анонсированных 300 км Roadster прошёл на одном заряде всего 55 км. Маск подал на него в суд за клевету – и проиграл. Ясное дело, популярности автомобиля это не содействовало.

Тем не менее, Маск верил в будущее Tesla – и уже в мае 2009 договорился о стратегическом партнерстве и вложении $50 млн с немецким концерном Daimler AG.

Еще через месяц Министерство энергетики США отнесло Tesla Motors к числу инновационных транспортных компаний, выдав на льготных условиях кредит в размере $465 млн.

Через год, в 2010, компания Tesla разместила свои акции на бирже, став второй в мире публичной автомобильной компанией после Ford, вышедшей на биржу в 1956.  

Но для успеха одних денег было недостаточно, и Элон Маск занялся вопросом, который отпугивал потенциальных покупателей: где и как зарядить Tesla во время длинного пути? Бизнесмен решил проблему в своем стиле: в 2012 он начал строительство сети заправок Supercharger, где владелец Tesla мог совершенно бесплатно зарядить свой автомобиль.

Премьера люксового седана Tesla Model S должна была укрепить успех, но вместо года триумфа 2013-й стал еще одним годом испытаний для Tesla. Целых три автомобиля Model S один за другим загорелись в ходе ДТП – и видео этих пожаров тут же попало в интернет, из-за чего акции компании мгновенно потеряли в стоимости 20%.

Однако даже такую кризисную ситуацию Маск использовал как PR-ход, акцентировав внимание на том, что в течение пяти минут пожара огонь так и не добрался до кабины, и водитель остался цел и невредим, что было бы невозможно, если бы двигатель авто был бензиновым.

Кроме того, компания тут же разработала систему дополнительной защиты днища автомобиля, которая спасает его от лежащих на дороге посторонних предметов: они либо отбрасываются, либо, если предметы большие и тяжёлые, удар смягчается и направляется в область переднего багажника, оберегая автомобиль от серьезных повреждений и сохраняя его управляемость. Все, кто к тому моменту уже купил Model S, получили возможность совершенно бесплатно доукомплектовать автомобили данной системой защиты.

Успех подкрепили уникальные качества Tesla, которые начали открывать для себя первые покупатели. Как оказалось, кроме прекрасных ходовых характеристик, отличного внешнего вида и экономичности ввиду питания электроэнергией, автомобили Tesla к тому же не требуют сервисного вмешательства, так как периодически менять в них нужно лишь колеса и дворники! При этом безотказная работа аккумулятора гарантируется в течение 7 лет, после чего компания обязуется бесплатно его заменить. Прибавим к этому растущую с каждым днем сеть заправок Supercharger, уже позволяющую проехать всю Америку, подзаряжаясь совершенно бесплатно.

Успех не заставил себя ждать. В течение года акции компании поднялись в цене на 47%, рейтинг Consumer Reports показал великолепные результаты – 98 владельцев Tesla  из 100, покупая новый автомобиль, снова бы выбрали Tesla. В мае 2013, на девять лет раньше срока, компания Tesla Motors полностью погасила кредит, взятый в Минэнерго, завоевала статус одного из крупнейших работодателей в США и по сей день продолжает инновационные разработки. А всего этого могло бы и не быть, не рискни всем в свое время Элон Маск.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить